С 22 по 26 апреля 2024 года в Кировском районе проводится мероприятие «Неделя нулевого травматизма» | С 1 апреля по 30 апреля 2024 года в Могилевской области проводится месячник безопасного труда при проведении весенних полевых работ в сельскохозяйственных организациях области | Постоянно действующая комиссия по координации работы по содействию занятости населения Кировского районного исполнительного комитета проводит консультативную, методическую и правовую помощь по вопросам трудоустройства и (или) самозанятости, а также окажет содействие в трудоустройстве граждан, не занятых в экономике по тел. 78-8-90, эл. почта work@kirovsk.gov.by | | Уважаемые жители района! С 1 мая 2022 года выездная торговля со стоянки по ул. Орловской (возле автостанции) временно переносится на стоянку по ул. Советской (в районе Белгосстраха). | С целью предупреждения распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, пожилые граждане и инвалиды, в случае необходимости, могут обращаться по доставке продуктов питания, лекарств, товаров первой необходимости: ежедневно по рабочим дням с 8-00 до 17-00, по номеру телефона 8 (02237) 77 6 80 | В Могилевской области организована работа «горячей линии» по вопросам профилактики коронавирусной инфекции по номерам телефонов 8(0222) 63-53-60 (круглосуточно), 8(0222) 33-18-68 (ежедневно с 8:00 до 18:00). | За интересующей информацией по профилактике коронавирусной инфекции можно обратиться в УЗ «Кировский районный центр гигиены», по адресу: г. Кировск, ул. Пушкинская, 23Б, телефон «горячей» линии 77 153 с 8:00 до 12:00. |

Ответственность за правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений

Вы здесь

Согласно ст. 9.1. кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях «Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания»

1. Умышленное причинение телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности, -

влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест.

2. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания -

влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

 

Объектом данного административного правонарушения являются здоровье, телесная неприкосновенность, честь и достоинство человека.

Рассматриваемое административное правонарушение признается оконченным с момента совершения указанных действий.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии, выраженном в форме альтернативных действий:

·      нанесение побоев;

·      умышленное причинение боли;

·      умышленное причинение физических страданий;

·      умышленное причинение психических страданий.

В соответствии с пунктом 22 Правил судебно-медицинской экспертизы характера и тяжести телесных повреждений в Республике Беларусь, утвержденных приказом Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы от 1 июля 1999 г. № 38-с «О нормативных правовых актах и методических документах Белорусской государственной службы судебно-медицинской экспертизы», побои не составляют особого вида повреждений, т.к. они не оставляют после себя никаких объективных следов.

Судебный эксперт в своем заключении отмечает жалобы потерпевшего, указывает, что объективных признаков повреждений не обнаружено, и не определяет степени тяжести телесных повреждений. В подобных случаях установление факта побоев относится к компетенции органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее преимущественно при сильных или разрушительных воздействиях на организм человека.

Страдания – это, в первую очередь, физическая боль или психическая травма, которые носят глубокий характер, причиняют жертве мучения и особые переживания. Они связаны не только с переживанием боли в момент совершения виновным действий, но и с возникновением чувства неуверенности и страха за свое будущее, ощущения неизбежности повторного насилия со стороны виновного.

Причиной физических страданий могут выступать:

·      причинение продолжительной (многократной или длительной) физической боли, вызванной, например, поркой, щипанием, сечением, вырыванием волос, множественными небольшими повреждениями тупыми или колюще-режущими предметами, электрическим, термическим (например, прижигание раскаленным утюгом) или химическим воздействием;

·      мучения как действия, причиняющие страдания путем длительного лишения пищи, питья или тепла, либо помещения или оставления жертвы во вредных для здоровья условиях (например, повышенное шумовое воздействие, загазованность или запыленность), другие аналогичные действия, в том числе подвешивание вниз головой, и т.д.

Психические страдания означают глубокое переживание потерпевшим униженности, оскорбленности, страха и иных подобных чувств.

Уголовно-наказуемое истязание характеризуется причинением продолжительной боли или высокой степенью интенсивности противоправного воздействия на потерпевшего, в результате которого он испытывает сильные физические или психические страдания. Следовательно, административным правонарушением должны признаваться деяния, связанные с причинением боли и физических страданий, которые носили разовый характер или осуществлялись в течение непродолжительного периода времени и не отличались высокой степенью интенсивности, а, следовательно, по своему характеру не являлись мучениями или истязанием потерпевшего.

Обязательным квалифицирующим признаком рассматриваемого административного правонарушения является его совершение «в отношении близкого родственника либо члена семьи».

В соответствии с ПИКоАП такими признаются следующие лица:

близкие родственники – родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг (супруга) потерпевшего, физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетеля (абзац четвертый статьи 1.4 ПИКоАП);

члены семьи – близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные физические лица, проживающие совместно с участником административного процесса и ведущие с ним общее хозяйство (абзац двадцать восьмой статьи 1.4 ПИКоАП).

Необходимо учитывать, что если нанесение побоев сопряжено с умышленным причинением телесных повреждений, квалифицировать правонарушение следует по фактически наступившим последствиям: умышленное причинение легкого телесного повреждения, не повлекшего за собой кратковременного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты трудоспособности (часть 1 статьи 9.1 КоАП), умышленное причинение легкого телесного повреждения, то есть повреждения, повлекшего за собой кратковременное расстройство здоровья либо незначительную стойкую утрату трудоспособности (статья 153 УК), и т.д.

Если умышленными действиями правонарушителя причиняется продолжительная боль или мучения способами, вызывающими особые физические и психические страдания потерпевшего, следует рассматривать вопрос о наличии в действиях правонарушителя признаков преступления, предусмотренного статьей 154 УК (истязание). Понятие «особые физические и психические страдания» является оценочной категорией, ее содержание выясняется в каждом конкретном случае со слов пострадавшего, свидетелей, в ходе проведения осмотра места происшествия, освидетельствования, иных процессуальных действий.

Еще одной формой совершения рассматриваемого правонарушения является умышленное причинение психических страданий, что является психическим насилием. Психическое насилие не причиняет видимого физического вреда организму потерпевшего, а лишь воздействует на его психику. В результате психического насилия парализуется воля потерпевшего, что влечет деформирование помимо воли определенных актов его поведения. Объективная сторона правонарушения в данном случае будет выражаться в виде различного рода угроз, унижения чести и достоинства потерпевшего или его близких, причинение нравственных страданий, а также иное информационное воздействие на психику потерпевшего.

Формы такого информационного воздействия могут быть различными:

1) устная – выражается в словесном обращении к потерпевшему;

2) письменная – форма, при которой угроза или иная информация передается с помощью писем, записок и т. п.;

3) конклюдентная – выражается в форме характерных жестов, мимики, позы тела, содержание которых обладает общеизвестным смыслом и очевидно для потерпевшего;

4) демонстрационная – сопровождается демонстрацией оружия или иных опасных предметов, могущих быть использованными в качестве оружия.

В отличие от клеветы или оскорбления, влекущих ответственность по ст. 9.2 и 9.3 КоАП, деяние, направленное на умышленное причинение психических страданий, должно носить либо длительный характер, либо отличаться цинизмом, либо связано с воспрепятствованием удовлетворению наиболее важных духовных потребностей человека, либо навязыванием неприемлемых для потерпевшего форм и способов поведения.

Следует учитывать, что умысел при совершении данного административного правонарушения может быть как прямой, так и косвенный (лицо сознавало, что наносит побои, умышленно причиняет боль, физические или психические страдания близкому родственнику либо члену семьи, предвидело последствия этого в виде физических или психических страданий пострадавшего и желало их наступления или не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично).

Административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения в соответствии со статьей 4.3 КоАП наступает с 14-летнего возраста.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 4.5 КоАП деяния, содержащие признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, влекут административную ответственность лишь при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности.

Так, статьей 9.4 ПИКоАП определено, что административный процесс по делам о рассматриваемых административных правонарушениях начинается только по требованию потерпевшего либо законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Примирение по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, допускается до объявления постановления по делу об административном правонарушении.

Также следует иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 9.6 ПИКоАП обстоятельствами, исключающими в данном случае административный процесс в отношении физического лица, являются отсутствие заявления потерпевшего или его законного представителя, либо примирение потерпевшего с физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Вместе с тем в случае совершения деяний, предусмотренных статьей 9.1 КоАП, административный процесс в соответствии с частью 1 статьи 9.4 ПИКоАП может быть начат прокурором при отсутствии указанного требования и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

В ПИКоАП не регламентируются основания и порядок реализации прокурором данного права. Целесообразно инициировать начало административного процесса по данному основанию путем подготовки органом внутренних дел соответствующего письма (ходатайства) в прокуратуру.

Применяя аналогию уголовного процесса (часть 5 статьи 26 УПК), считаем, что прокурор вправе начать административный процесс по статье 9.1 КоАП при отсутствии выраженного в форме заявления требования потерпевшего либо его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, если совершенное деяние затрагивает интересы общества или государства или совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от лица, совершившего деяние, либо по иным причинам не способного самостоятельно защищать свои права и законные интересы.

Под административным правонарушением, затрагивающим интересы общества или государства, следует понимать деяние, которое явно выходит за пределы непосредственных интересов лица, пострадавшего в результате его совершения, чем и влияет на интересы государства и общества. К таким деяниям полагаем возможным отнести административные правонарушения, совершенные:

·      в отношении двух или более лиц;

·      по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы;

·      группой лиц;

·      лицом, ранее совершившим аналогичное административное правонарушение, в том числе не привлекавшимся к административной ответственности ввиду отсутствия заявлений пострадавших лиц.

Административное правонарушение совершено в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от лица, совершившего деяние, что ограничивает способность лица противостоять правонарушению и облегчает его совершение, что осознается виновным.

Виды зависимостей:

·                    служебная (например, рабочего – начальнику цеха, а того – директору завода и т.д.), основанная на законе или договоре (зависимость обвиняемого от следователя, инвалида – от лица, осуществляющего уход за ним), иная зависимость (например, зависимость ученика от учителя, студента от преподавателя, спортсмена от тренера). Однако для насилия в семье характерны следующие виды зависимостей:

·                    материальная – ситуация, когда потерпевший находится на полном или частичном иждивении виновного, проживает на его жилой площади, не имея собственной, получает от него существенную материальную поддержку (например, материальной является зависимость женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам либо по уходу за детьми в возрасте до трех лет, от иных работающих членов семьи, нетрудоспособных родителей от трудоспособных детей или нетрудоспособного супруга от второго и т.д.);

·      основанная на семейно-брачных отношениях (например, зависимость ребенка от родителя, опекуна).

Во всех случаях зависимость должна быть существенной, то есть способной серьезно затруднить либо даже подавить волю потерпевшего к противодействию.

Лицо, пострадавшее от правонарушения, по иным причинам не способно самостоятельно защищать свои права и законные интересы в следующих случаях:

·      опасение реализации различных угроз в отношении себя или близких;

·      престарелый возраст;

·      физические или психические недостатки;

·      продолжительное нахождение в беспомощном состоянии в связи с болезнью.

Указанные обстоятельства должны в обязательном порядке отражаться в объяснениях пострадавших, их родственников, соседей и знакомых, что будет являться основанием для инициирования перед прокурором начала административного процесса и, соответственно, способствовать защите прав граждан.

Вместе с тем прокурор в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП не имеет права составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 9.1 КоАП.

В то же время в пункте 8 части 2 статьи 2.15 ПИКоАП указано, что, осуществляя надзор за ведением административного процесса, прокурор в пределах своей компетенции поручает органу, ведущему административный процесс, подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению (по административным правонарушениям, протоколы по которым не составляются прокурором).

В этой связи после начала административного процесса прокурор поручит территориальному органу внутренних дел осуществлять подготовку соответствующего дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Еще одной особенностью подготовки дел об административных правонарушениях к рассмотрению по указанной статье является то, что административное задержание как мера обеспечения административного процесса на срок свыше трех часов в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.4 ПИКоАП может быть применена лишь в отношении физического лица, которому вменяется в вину совершение административного правонарушения, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест либо депортация.

Санкция части 2 статьи 9.1. КоАП предусматривает административный арест, соответственно, к лицу, в отношении которого ведется административный процесс, может применяться административное задержание на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа.

 

Согласно статьи 31 Закона Республики Беларусь от 4 января 2014 г. N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» - Защитное предписание - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание применяется после вынесения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, к гражданину:

которому вынесено официальное предупреждение по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или пятым части второй статьи 26 настоящего Закона. При этом защитное предписание применяется в течение года после объявления такого официального предупреждения;

в отношении которого осуществляется профилактический учет по основаниям, предусмотренным абзацами третьим или четвертым части второй статьи 28 настоящего Закона.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:

предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;

посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;

общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Запреты и обязанность устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Решение о прекращении защитного предписания может быть принято руководителем органа внутренних дел или его заместителем по заявлению соответствующего совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье.

Отмена постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1, 9.3, 17.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, влечет отмену применения защитного предписания.