Депутаты на заседании восьмой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект «Об изменении кодексов» (по вопросам земельных отношений и самовольного строительства), передает корреспондент БЕЛТА.
Законопроектом Кодекс о земле излагается в новой редакции. Предусматривается, что решение фундаментальных вопросов, касающихся использования сельскохозяйственных и лесных земель, сохраняется в полномочиях Президента. Совет Министров наделяется компетенцией по установлению порядков изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие. Корректируются полномочия районных, городских исполнительных комитетов.
«Сегодня во втором чтении принят очень важный законопроект, который касается каждого человека, каждого гражданина, организаций, всех, кто заинтересован трудиться на земле, строить на земле, развивать свое государство, — сказал председатель Постоянной комиссии по аграрной политике Палаты представителей Николай Шевчук. — Внесены принципиальные изменения. Согласно новой Конституции часть полномочий передана органам на местах, часть полномочий передана правительству. За Президентом остаются стратегические вопросы, которые обеспечивают безопасность страны, — это земли сельскохозяйственного назначения и лесные земли. Остальные вопросы, которые существуют в обществе, будут решаться на местном уровне согласно существующим нормам и новому законодательству. Кроме того, можно будет узаконить все те противоречия, которые имелись при строительстве, самовольном строительстве, каких-то небольших нарушениях при строительстве. Они будут решаться на уровне местных органов власти, которые примут решение в пользу гражданина. Также можно будет развивать сельскохозяйственные организации, бизнес, фермерство, получить землю без особых проблем. Человек сможет получить столько земли, сколько ему необходимо. Он может спокойно обрабатывать участки и получить те земли, которые находятся рядом и не обрабатываются. Предусматривается возможность увеличения участков, которые раньше выделялись для личного подсобного хозяйства. Все вопросы, которые ставила жизнь, депутаты максимально учли в новом Кодексе о земле».
Для исключения коррупционных проявлений, а также эффективного использования «золотых» земель пригородных районов Минска и областных центров устанавливается требование о внесении землепользователем платы за земельный участок по его рыночной стоимости, но не ниже кадастровой. В случае, если земельный участок ранее был выкуплен в частную собственность по кадастровой стоимости, землепользователем будет осуществляться доплата разницы между рыночной и кадастровой стоимостью земельного участка. Увеличиваются размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в сельских населенных пунктах.
Кроме того, проектом закона предлагается новая редакция ст. 223 Гражданского кодекса. Так, под самовольным строительством предлагается понимать деятельность лица по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта или его части, если она осуществлена: на самовольно занятом земельном участке, на земельном участке, используемом не по целевому назначению, на земельном участке, предоставленном государственным органом, не имеющим полномочий на принятие соответствующего решения, или без проведения аукциона, когда предоставление земельного участка возможно только по результатам аукциона, или с нарушением установленной очередности предоставления земельных участков, или без предварительного согласования места размещения земельного участка, если в соответствии с законодательными актами требуется такое согласование, а также без получения разрешительной документации на строительство или без проектной документации в случае, когда обязательность получения и разработки такой документации предусмотрена законодательством, либо с нарушением требований, установленных разрешительной документацией на строительство.
При осуществлении самовольного строительства в указанных случаях предлагается установить обязательную норму о принятии местными исполнительными и распорядительными органами, если иное не установлено Президентом, решения о судьбе объекта. В случае отказа лица выполнить принятое решение осуществляется снос объекта с возмещением лицом причиненного вреда.
Законопроектом также вносятся коррективы в Гражданский кодекс в отношении компетенции местных исполнительных и распорядительных органов в части отказа от права собственности.
Проектом закона предлагается установить, что после вступления в силу закона в течение 3 лет Минский городской, областные исполнительные комитеты по согласованию с главой государства будут вправе принять решение о судьбе земельного участка при самовольном его занятии. Нормы законопроекта позволят значительной части населения реализовать свои возможности по распоряжению земельными участками, упорядочить объекты самовольного строительства и в целом будут способствовать развитию сельских территорий.