В настоящее время мошенники для убедительности осуществляют подмену номера телефона, чтобы он выглядел как номер телефона, которому вы можете доверять — вашего банка, врача или родственника, а также программно изменяют голос, чтобы он также был похож на голос Вашего родственника, друга.
Для подмены номера телефона, который видит потенциальная жертва, заменяется особый идентификатор звонка, который называется Caller ID, поскольку провайдеры IP-телефонии и иные сервисы могут за небольшую плату предоставлять возможность его редактирования.
Голоса «родственников» подделываются, используя специализированные программы. Однако в массовом доступе пока нет инструментов, позволяющих качественно копировать чужой голос в реальном времени, поэтому распознать фальшивку все-таки можно. В стрессовых ситуациях определить, от кого на самом деле производится звонок, практически невозможно, потому при подозрительных звонках лучше положить трубку и перезвонить самому.
Мошенники представляются не только родственниками, сообщая о том, что они якобы нуждаются в помощи, но и от лица «сотрудников милиции», «сотрудников банков». При этом может происходить несколько звонков, сперва якобы от родственника, а после от «сотрудника милиции».
Во всех случаях мошенники пытаются сыграть на страхах своей жертвы. Люди боятся потерять деньги или близкого человека, который звонит и сбивчиво сообщает, что он в беде и просит о переводе средств. И там и там мошенники настаивают на оперативности ваших действий, не давая опомниться.
В настоящее время можно выделить зачастую используемые слова мошенниками: «служба безопасности», «подозрительная трансакция», «срочно», «быстрее», «перевод на ваш резервный счет». Если слышите подобное — бросайте трубку.
Еще один популярный прием — давление авторитетом. Для этого в разговорах используются упоминания УСБ, Следственного комитета или Центрального банка. Если во время разговора вы почувствовали сильные эмоции, а собеседник побуждает вас к немедленным действиям — скорее всего, вы имеете дело с мошенником.
Рекомендации по борьбе с телефонными преступниками остаются неизменными: не разглашать свои персональные данные и не сообщать коды, полученные в SMS-сообщениях от банка. Как только у вас появляются сомнения, заканчивайте разговор и звоните по официальному номеру банка, указанному на карте.
Если Вас уже обманули, нужно сразу позвонить в банк и заблокировать все операции по карте.