19 января, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА/. В Беларуси в 2009 году будет реализовано 52 первоочередных мероприятия по либерализации условий осуществления экономической деятельности, сообщили корреспонденту БЕЛТА в Аппарате Совета Министров Беларуси.
План соответствующих мероприятий подготовлен правительством совместно с Администрацией Президента Беларуси. Он состоит из 12 разделов, охватывающих основные направления развития экономической и социальной сфер страны.
В план включены мероприятия по дальнейшему совершенствованию налогового и таможенного законодательства, имущественных и земельных отношений, ценового и антимонопольного регулирования, административных и технических процедур. Предусмотрены мероприятия по упрощению сертификационной деятельности и процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов, включены меры по совершенствованию инвестиционной деятельности, развитию финансового рынка страны, регулированию денежно-кредитных отношений и банковской деятельности, стимулированию рынка труда и развитию самозанятости населения.
В части совершенствования налогового и таможенного законодательства намечена реализация мер по дальнейшему упрощению налоговой системы, совершенствованию порядка исчисления и уплаты таможенных пошлин, упрощению таможенных процедур. В числе таких мер - дальнейшее снижение налоговой нагрузки за счет отмены ряда действующих налогов и сборов (включая местные), упрощение порядка исчисления отдельных налогов и увеличение периодов уплаты налогов и сборов, введение в действие Национальной автоматизированной системы электронного декларирования экспорта.
Предусмотренная корректировка Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь обеспечит трактовку всех несоответствий законодательства в пользу налогоплательщика. При разработке проекта Особенной части названного кодекса будет определен минимальный перечень налогов и сборов, перечень налогоплательщиков и объектов налогообложения, налоговых ставок и льгот по уплате налогов, четкие и прозрачные процедуры исчисления, декларирования и перечисления налогов.
Ряд мероприятий предполагается реализовать в сфере имущественных и земельных отношений. Будет оптимизирован размер арендной платы за недвижимое имущество, усовершенствован и упрощен порядок проведения аукционов и конкурсов, урегулированы залоговые отношения, обеспечен доступ заинтересованных к информации об имуществе, права на которое ограничены залоговыми обязательства.
Совершенствование ценового и антимонопольного регулирования предусматривает предоставление возможности предприятиям-экспортерам, имеющим на своих счетах валюту, полученную от экспорта продукции, использовать ее в виде авансовых платежей для покупки сырья, материалов, комплектующих, необходимых для дальнейшего производства продукции на экспорт. Будет усовершенствован порядок очередности осуществления платежей со счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расширены сферы применения свободных цен, тарифов, торговых надбавок. Намечена отмена согласований сделок мены производителями алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта в счет оплаты поставок сырья, энергоресурсов, оборотной тары. Будут усовершенствованы и усилены меры антимонопольного регулирования.
Совершенствование административных и технических процедур предполагает сокращение их количества в сфере транспортных перевозок, при государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медтехники. Будут упрощаться процедуры в сфере государственного санитарного надзора (сокращение процедур с 17 до 8 процедур). Упрощение коснется и процедур, совершаемых при экспорте и импорте товаров. Будут оптимизированы размеры платежей, не являющихся таможенными пошлинами.
Намечено осуществить упрощение сертификационной деятельности, а также строительных, санитарных, противопожарных норм и правил. Так, сроки рассмотрения заявок на сертификацию услуг планируется сократить с 10 до 5 дней, а действие сертификатов на серийные производства и отдельные виды товаров увеличить с 3 до 5 лет. Будут отменены устаревшие и трудновыполнимые требования технических нормативных правовых актов, исключена множественность актов по одному вопросу.
В плане либерализации экономики намечено совершенствование процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов. Здесь будет упрощен и кардинально сокращен перечень документов, представляемых организациями при безвозмездной передаче эксплуатационным организациям объектов инженерно-транспортного обеспечения. Планируется исключить повторное получение разрешительных документов при корректировке строительных проектов в пределах технических решений ранее утвержденных архитектурных проектов. Будет снято ограничение на строительство и эксплуатацию автомобильных заправочных станций, а также усовершенствован порядок выбора подрядчика на строительство, реконструкцию, модернизацию, ремонт объектов "под ключ".
В целях дальнейшего увеличения объема привлечения инвестиций предусматривается освобождение от налогообложения доходов нерезидентов, полученных ими от еврооблигаций и синдицированных кредитов. Будут внесены изменения в действующий порядок налогообложения доходов нерезидентов при консорциальном кредитовании субъектов Республики Беларусь с участием белорусских банков.
Для развития инвестиционной деятельности иностранным инвесторам планируется предоставить право при реализации инвестиционных проектов привлекать для разработки проектно-сметной документации иностранные проектные организации. Облисполкомы и Минский горисполком получат полномочия на заключение международных инвестиционных договоров от имени Республики Беларусь.
Совершенствование порядка осуществления деятельности на финансовом рынке страны будет осуществляться посредством предоставления нерезидентам (юридическим и физическим лицам) права на приобретение жилищных облигаций, выпускаемых эмитентами Беларуси. В части упрощения порядка совершения сделок с ценными бумагами предусматривается возможность совершения сделок с акциями, стороной по которым выступает эмитент ценных бумаг, на внебиржевом рынке.
Развитию рынка труда будет способствовать сокращение ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям организаций, отмена обязательного установления органами госуправления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда для организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда, расширение прав нанимателей по определению перечня и размера включаемых в себестоимость продукции выплат стимулирующего характера. Также намечено отменить разрешительный принцип командирования за границу руководителей государственных предприятий.
В целях создания условий для самозанятости населения предполагается комплексное упрощение требований актов законодательства, регулирующих вопросы осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности (услуги в торговле, общественном питании, парикмахерские). Будет расширен перечень видов ремесленной деятельности. При этом физическим лицам планируется предоставить право привлекать для осуществления ремесленной деятельности одно физическое лицо в качестве помощника (подмастерья). Предполагается упрощение порядка перевода первых этажей многоквартирных жилых домов в нежилые помещения для осуществления предпринимательской деятельности.
Помимо изложенного план предусматривает реализацию таких мероприятий, как закрепление правового статуса холдинга, создание и функционирование белорусских венчурных компаний, введение требований о формировании финансовой отчетности и ведении бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Кроме того, будут реализованы меры по упрощению порядка исчисления амортизационных отчислений и формирования амортизационных фондов, сокращению сроков проведения процедур по ликвидации субъектов предпринимательской деятельности, разработке единого порядка проведения контрольной деятельности.
Реализация указанного плана направлена на активизацию экономической деятельности, включая развитие предпринимательства, а также на повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.
БЕЛТА