Рекомендации для физических лиц, осуществляющих деятельность по заявительному принципу
с уплатой единого налога
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие рекомендации разработаны на основании Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» (далее – Указ № 337), Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении», Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Налоговый кодекс), а также других нормативных правовых актов Республики Беларусь.
Рекомендации не являются нормативным правовым актом, и ссылки на их положения не имеют юридической силы. В случае принятия новых нормативных актов положения настоящих рекомендаций применяются с учетом изменений, внесенных в законодательство.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ
НЕ ТРЕБУЕТСЯ РЕГИСТРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Физические лица, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, вправе без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлять следующие виды деятельности:
изготовленных этими физическими лицами хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков);
выполнение работ, оказание услуг по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей, внутреннего пространства капитальных строений (зданий, сооружений), помещений, иных мест, а также моделирование предметов оформления интерьера, текстильных изделий, мебели, одежды и обуви, предметов личного пользования и бытовых изделий;
ремонт часов, обуви;
ремонт и восстановление, включая перетяжку, домашней мебели из материалов заказчика;
сборка мебели;
настройка музыкальных инструментов;
распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;
производство одежды (в том числе головных уборов) и обуви из материалов заказчика;
ремонт швейных, трикотажных изделий и головных уборов, кроме ремонта ковров и ковровых изделий;
штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов;
оказание услуг по разработке веб-сайтов, установке (настройке) компьютеров и программного обеспечения, восстановлению компьютеров после сбоя, ремонт, техническое обслуживание компьютеров и периферийного оборудования, обучение работе на персональном компьютере;
парикмахерские и косметические услуги, а также услуги по маникюру и педикюру;
оказание услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции;
предоставление услуг по дроблению зерна, выпас скота;
репетиторство (консультативные услуги по отдельным учебным предметам (предметам), учебным дисциплинам (дисциплинам), образовательным областям, темам, в том числе помощь в подготовке к централизованному тестированию);
чистка и уборка жилых помещений;
уход за взрослыми и детьми,
стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан, выгул домашних животных и уход за ними, закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан, внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги, кошение трав на газонах, уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора, сжигание мусора;
музыкально-развлекательное обслуживание свадеб, юбилеев и прочих торжественных мероприятий;
деятельность актеров, танцоров, музыкантов, исполнителей разговорного жанра, выступающих индивидуально; предоставление услуг тамадой;
фотосъемка, изготовление фотографий;
деятельность, связанная с поздравлением с днем рождения, Новым годом и иными праздниками независимо от места их проведения;
видеосъемка событий;
услуги по содержанию, уходу и дрессировке домашних животных, кроме сельскохозяйственных животных;
деятельность по копированию, подготовке документов и прочая специализированная офисная деятельность; деятельность по письменному и устному переводу;
предоставление услуг, оказываемых при помощи автоматов для измерения веса, роста.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физические лица вправе осуществлять перечисленные виды деятельности без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, при соблюдении одновременно следующих условий:
самостоятельное осуществление такой деятельности физическим лицом. Соответственно, если физическое лицо при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, изъявит желание привлекать к ней других физических лиц, т.е. изъявит желание привлекать наемных работников, то необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта хозяйствования.
деятельность должна осуществляться в интересах потребителей;
уплата единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее — единый налог) в порядке, предусмотренном главой 35 Налогового кодекса.
Справочно: Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 294 Налогового кодекса).
Порядок действий до начала осуществления деятельности
До начала осуществления деятельности необходимо:
ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА
До начала осуществления планируемой деятельности физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган по месту своего жительства для постановки на учет. При этом местом жительства физического лица признается место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства (п. 1 ст. 18 Налогового кодекса). То есть для физического лица такое место жительства соответствует месту регистрации, указанному, например, в паспорте.
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится на основании его заявления, которое подается самим физическим лицом. Форма и порядок заполнения такого заявления утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 № 96.
Бланк заявления (Приложение 1 к настоящим рекомендациям) выдается физическому лицу налоговым органом бесплатно. В данном заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, данные о месте жительства физического лица, сведения о паспорте или ином документе, удостоверяющем личность, а также иные сведения.
Одновременно с заявлением также представляется паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность.
Постановка плательщика на учет в налоговом органе сопровождается присвоением ему учетного номера плательщика (УНП). Документом, удостоверяющим постановку плательщика на учет в налоговом органе, является извещение о присвоении УНП установленной формы.
Если физическому лицу уже присвоен УНП, то его повторное присвоение в связи с началом осуществления деятельности с уплатой единого налога не требуется.
Справочно. Физические лица, состоящие на учете в налоговом органе, воспользовавшись электронным сервисом «Поиск сведений из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), не составляющих налоговую тайну» на портале официального сайта МНС http://www.portal.nalog.gov.by/, при вводе таких данных как «ФИО» или «Личный номер» во вкладке «Поиск физических лиц», могут узнать свой УНП. Если в указанном электронном сервисе с учетом введенных данных показатель УНП отсутствует, следовательно, такое физическое лицо не состоит на учете в налоговом органе.
В случае изменения места жительства, влекущего необходимость постановки плательщика на учет в другом налоговом органе, снятие с учета в налоговом органе по прежнему месту жительства производится в течение двух рабочих дней со дня подачи плательщиком заявления об изменении места жительства либо получения налоговым органом сведений об изменении места жительства плательщика от государственного органа.
ПОДАЧА В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН УВЕДОМЛЕНИЯ
До начала осуществления планируемой деятельности необходимо представить в налоговый орган по месту жительства уведомление (примерная форма приведена в Приложении 2 к настоящим рекомендациям) произвольной формы с обязательным указанием видов деятельности, которыми физическое лицо предполагает заниматься, а также периода и места осуществления деятельности.
Уведомление может быть представлено в налоговый орган лично физическим лицом либо может быть направлено почтой, а также в электронном виде. Такое уведомление физическому лицу необходимо подавать либо за каждый месяц, либо за период, включающий несколько месяцев, либо за календарный год, в которых будет осуществляться деятельность, до ее начала. Следовательно, если физическое лицо не планирует осуществлять деятельность, то уведомление представлять не надо.
РАСЧЕТ СУММЫ ЕДИНОГО НАЛОГА НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ
На основании представленного уведомления налоговый орган производит не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, расчет суммы единого налога, подлежащей уплате, исходя из ставок, установленных Минским городским и областными Советами депутатов, с учетом места осуществления деятельности, вида деятельности, количества торговых мест, иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест для осуществления торговли, количества обслуживающих объектов при оказании услуг (выполнении работ). Ставки единого налога устанавливаются за месяц в белорусских рублях.
Информацию по ставкам единого налога, рекомендации по расчету его суммы, а также реквизиты для его уплаты вы найдете на официальном сайте МНС: http://www.nalog.gov.by/ru/stavki-edinigo-naloga-raioni/.
Расчет суммы единого налога производится по следующей формуле:
Налоговая база единого налога определяется исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества торговых мест, иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест для осуществления торговли.
При реализации товаров на торговых местах и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах менее 15 дней в календарном месяце единый налог исчисляется с применением коэффициента 0,5.
Пример расчета единого налога для физических лиц, реализующих на рынке изготовленные ими хлебобулочные изделия (ставка единого налога условная).
Вид деятельности - реализация изготовленных физическим лицом хлебобулочных изделий. Место осуществления деятельности - торговое место на рынке в г. Минске. Период осуществления деятельности – с 10-го по 20-е января.
Определяем ставку единого налога:
ставка за реализацию на торговом месте на рынке в г. Минске хлебобулочных изделий, - 40,00 белорусских рублей.
Определяем налоговую базу:
налоговая база - реализация хлебобулочных изделий на торговом месте на рынке в г. Минске менее 15 дней в календарном месяце.
Определяем сумму единого налога:
сумма единого налога к уплате = 20,00 белорусских рубля (40,00 белорусских рублей x 0,5), где понижающий коэффициент 0,5 за реализацию товаров на торговых местах, выставках-продажах, ярмарках менее 15 дней в календарном месяце.
При оказании услуг (выполнении работ) уплата единого налога производится по установленным ставкам, до начала осуществления деятельности, за полный месяц, независимо от фактического количества дней осуществления такой деятельности.
Пример расчета единого налога для физических лиц, оказывающих услуги (ставка единого налога условная).
Вид деятельности - репетиторство. Место осуществления деятельности - г. Минск. Период осуществления деятельности - с 10-го по 20-е января.
Определяем ставку единого налога:
ставка за репетиторство в г. Минске - 34,00 белорусских рубля.
Определяем налоговую базу:
налоговая база - осуществление репетиторства.
Определяем сумму единого налога:
сумма единого налога за январь = 34,00 белорусских рубля.
При осуществлении физическим лицом нескольких видов работ (услуг) в календарном месяце единый налог исчисляется по тому виду работ (услуг), по которому установлена наиболее высокая ставка единого налога.
При осуществлении физическим лицом работ (услуг) в календарном месяце в нескольких обслуживающих объектах единый налог исчисляется по каждому обслуживающему объекту.
При осуществлении физическим лицом работ (услуг) в календарном месяце в нескольких населенных пунктах единый налог исчисляется по наиболее высокой ставке единого налога.
При предоставлении физическим лицом в календарном месяце нескольких жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания ставка единого налога исчисляется за каждое жилое помещение, садовый домик, дачу.
ЛЬГОТЫ ПО ЕДИНОМУ НАЛОГУ
Отдельные категории граждан при исчислении единого налога вправе воспользоваться льготами, предусмотренными статьей 297 Налогового кодекса. При этом льготы предоставляются только при условии представления физическим лицом в налоговый орган документов, подтверждающих право физического лица на льготы.
Так, в частности, ставки единого налога снижаются:
на 20 процентов для плательщиков:
• достигших общеустановленного пенсионного возраста;
• инвалидов (при представлении удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена);
• родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи);
• родителей (усыновителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, (при представлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида);
на 45 процентов при наличии права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким вышеуказанным основаниям;
на 100 процентов для родителей (усыновителей), являющихся инвалидами и (или) группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, при условии, что супруг (супруга) плательщика также является инвалидом и (или) группы (при представлении удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, содержащих данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования).
УПЛАТА ЕДИНОГО НАЛОГА
Уплата налога производится до начала осуществления деятельности и только за те месяцы, в которых осуществляется деятельность.
Если физическое лицо представило в налоговый орган уведомление об осуществлении деятельности в течение нескольких месяцев, то налоговый орган исчислит сумму единого налога за каждый месяц осуществления деятельности, указанный в уведомлении, соответственно, физическое лицо обязано будет до начала каждого месяца осуществления деятельности уплатить рассчитанную сумму единого налога. Также физическое лицо вправе уплатить всю рассчитанную сумму единого налога сразу до начала осуществления деятельности в первом месяце, указанном в уведомлении.
Произвести уплату единого налога физическое лицо вправе любым удобным для него способом. Как правило, уплата сбора производится через расчетно-кассовые центры учреждений банков. Произвести уплату единого налога физическое лицо также вправе через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства (АИС ЕРИП), созданную Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц.
В документе об уплате единого налога физическое лицо указывает вид деятельности, период осуществления деятельности, за который произведена уплата единого налога (например, месяц и год) и место осуществления деятельности.
Документ об уплате единого налога должен находиться в месте, где физическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, реализует товары.
ПЕРЕРАСЧЕТ ЕДИНОГО НАЛОГА
У физического лица - плательщика единого налога в процессе осуществления деятельности могут возникнуть непредвиденные ситуации (например, болезнь, утрата права пользования торговым местом в связи с регорганизацией рынка), в результате которых физическое лицо, уплатившее за соответствующий период единый налог, вынуждено приостановить либо вовсе прекратить осуществление деятельности.
Для таких случаев для плательщиков единого налога законодательством предусмотрена возможность перерасчета единого налога с его последующим возвратом (зачетом) из бюджета, но при соблюдении определенных условий.
Перечень оснований, по которым физическое вправе обратиться в налоговый орган за перерасчетом единого налога с последующим его зачетом (возвратом), является исчерпывающим и включает в себя следующие случаи:
В таких ситуациях физическому лицу необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим письменным уведомлением, к которому приложить документы или копии, подтверждающие наличие оснований для перерасчета единого налога. На основании представленных уведомления и документов налоговый орган в течение одного рабочего дня производит перерасчет единого налога и определяет сумму налога, подлежащую зачету или возврату гражданину.
Налоговый орган обязан сообщить физическому лицу о сумме излишне уплаченного единого налога, образовавшегося в результате его перерасчета, не позднее пяти дней со дня произведения перерасчета. В этих целях налоговый орган направляет сообщение установленной формы (приложение 31 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «О некоторых вопросах осуществления налоговыми органами административных процедур, установлении форм некоторых документов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь») в электронном виде через личный кабинет либо на бумажном носителе. Также налоговый орган вправе выдать на руки плательщику такое сообщение, получение которого подтверждается подписью плательщика.
ИНЫЕ УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, на физических лиц не возлагается обязанность по соблюдению установленного законодательством порядка приема наличных денежных средств. Соответственно, физические лица при осуществлении такой деятельности, вправе принимать от граждан наличные денежные средства за оказанные ими услуги, выполненные работы, реализованные товары без оформления документов, подтверждающих такой прием. При этом такие физические лица не смогут, например, приобрести и использовать для приема наличных денежных средств квитанции о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и платежных терминалов, правом на приобретение и использование которых обладают только индивидуальные предприниматели и организации.
Также при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, на физических лиц не возлагается обязанность по ведению учета полученных доходов и представлению в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) в связи с осуществлением деятельности. То есть при осуществлении деятельности, не относящейся к предпринимательской, физическому лицу не надо на постоянной основе подсчитывать полученные доходы, и отчитываться об их сумме перед налоговым органом. Также таким лицам не требуется обеспечивать наличие книги замечаний и предложений и книги проверок (ревизий).
РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ В ЦЕЛЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ ОТНОСЯЩЕЙСЯ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года «О рекламе» (далее – Закон):
рекламодатель – организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;
рекламопроизводитель – организация или гражданин, осуществляющие производство рекламы путем полного или частичного доведения ее до готовой для размещения (распространения) формы;
рекламораспространитель – организация или гражданин, осуществляющие размещение (распространение) рекламы путем предоставления и (или) использования необходимого имущества (в том числе технических средств радиовещания и телевидения), а также различных каналов связи, эфирного времени и иными способами.
Закон о рекламе не содержит ограничений по местам и времени размещения (распространения) рекламы физических лиц. Это означает, что физические лица имеют право размещать (распространять) рекламу в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в печатных изданиях (газетах, журналах)), на средствах наружной рекламы, в сети Интернет (в том числе на собственных интернет-сайтах, в социальных сетях, на интернет-сайтах иных лиц) и в иных, не запрещенных Законом о рекламе, местах.
Таким образом, физические лица являются полноправными участниками (субъектами правоотношений в сфере рекламной деятельности) рекламного рынка, и могут выступать в качестве:
рекламодателя: когда определяют объект рекламирования – изготовленные ими товары (например, хлебобулочные и кондитерские изделия) или оказываемые услуги (например, ремонт часов, обуви; настройка музыкальных инструментов и т.д.);
рекламопроизводителя: когда самостоятельно изготавливают рекламу (например, формируют текст рекламы и размещают его на своих интернет-страницах в социальной сети или на собственном интернет-сайте);
рекламораспространителя: когда, например, самостоятельно раздают рекламные листовки о своей деятельности или размещают свою рекламу на собственном интернет-сайте.
Вся реклама, размещаемая (распространяемая) на территории Республики Беларусь должна соответствовать требованиям Закона, независимо от того, какое лицо (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, иностранная (международная) организация или физическое лицо), является субъектом рекламного рынка.
Закон не запрещает физическим лицам, осуществляющим реализацию на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции, живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, созданных этими физическими лицами, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных (за исключением котят и щенков) размещать (распространять) рекламу (в том числе, в сети Интернет, включая социальные сети).
Вместе с тем, реклама о реализации товаров (например, хлебобулочных изделий, произведений живописи и иных перечисленных выше товаров) без указания места реализации этих товаров с одновременным размещением фото реализуемых товаров, указанием цены и указанием своего номера телефона, может вводить потребителей рекламы в заблуждение относительно разрешенных мест реализации названных товаров и способствовать реализации рекламируемых товаров в неустановленных Указом № 337 и Налоговым кодексом местах.
Без указания в рекламе информации об установленных местах реализации таких товаров, реклама будет иметь признаки нарушения следующих требований Закона:
абзаца второго пункта 10 статьи 10 Закона, согласно которому не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и (или) реализации в соответствии с законодательством, или деятельности, осуществление которой запрещено законодательством;
абзаца девятого пункта 3 статьи 26 Закона, согласно которому неэтичной является реклама, которая вводит потребителей рекламы в заблуждение.
Размещение (распространение) рекламы (в том числе, в сети Интернет) с указанием места реализации рекламируемой продукции – место на рынке и (или) иное, установленное местным исполнительным и распорядительным органом, место, не будет являться нарушением действующего законодательства о рекламе.
Физические лица вправе реализовывать хлебобулочные и кондитерские изделия, готовую кулинарную продукцию, произведения живописи и иные перечисленные выше товары на торговых местах на рынках, а также в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах, в том числе на ярмарках, при условии, что место и время проведения этих ярмарок согласовано в установленном законодательством порядке с местным исполнительным и распорядительным органом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании и торговли и общественного питания в Республике Беларусь» места для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке предоставляются государственным органом, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которые проводят ярмарку (организатором ярмарки).
ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БЕЗ УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА
В случае выявления налоговыми органами впервые фактов осуществления физическим лицом деятельности без уплаты единого налога, единый налог исчисляется налоговым органом в размере ставки единого налога. При выявлении налоговыми органами повторных фактов осуществления физическим лицом деятельности без уплаты единого налога, единый налог исчисляется налоговым органом с применением коэффициента 5. При этом, льготы по единому налогу, предусмотренные статьей 297 Налогового кодекса, не применяются.
Справочно. По всем вопросам, связанным с налогообложением при осуществлении физическими лицами деятельности, не относящейся к предпринимательской, а также по вопросам, связанным с осуществлением налоговыми органами контроля за соблюдением налогового законодательства, физические лица вправе обратиться в территориальные налоговые органы по месту жительства или месту оказания услуг, а также на официальный интернет-сайт налоговых органов: www.nalog.gov.by.
Телефонная справочная система налоговых органов по разъяснению налогового законодательства, горячая линия: 189, +37517 229 79 79.