С 01.07.2024 по 31.07.2024 в Могилевской области проводится месячник безопасного труда в организациях малого предпринимательства области | 3 июля 2024 г. в городе Кировске состоится праздничная программа, посвященная Дню Независимости Республики Беларусь. Всех желающих субъектов торговли приглашаем принять участие в ярмарке! Заявки принимаются до 28.06.2024. Контактные телефоны: (802237) 79140, 79141, факс 79132, e-mail: kirovrec.econom@mail.ru. | С 03.06.2024 по 28.06.2024 в Могилевской области проводится Месячник безопасного труда на строительных площадках области | Постоянно действующая комиссия по координации работы по содействию занятости населения Кировского районного исполнительного комитета проводит консультативную, методическую и правовую помощь по вопросам трудоустройства и (или) самозанятости, а также окажет содействие в трудоустройстве граждан, не занятых в экономике по тел. 78-8-90, эл. почта work@kirovsk.gov.by |

Состояние законности и борьбы с преступностью, правонарушениями, пьянством и безнадзорностью среди несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Кировского района за 2017 год

Вы здесь

Прокуратурой Кировского района в 2017 году в ходе осуществления надзорной деятельности проводились проверки соблюдения законодательства, направленного на предупреждение преступлений, пьянства среди несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов, исполнения требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее - Декрет №18), а также проведен анализ состояния борьбы с преступностью среди несовершеннолетних в районе.

Особое внимание при этом обращалось на оценку эффективности работы органов местного управления и самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих деятельность, направленную на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, защиту их прав и законных интересов.

С учётом складывающейся ситуации и анализа преступности, во исполнение требований приказа Генерального прокурора Республики Беларусь от 22.09.2010 №52 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи», прокуратурой района обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с преступностью, правонарушениями и пьянством несовершеннолетних со стороны комиссии по делам несовершеннолетних райисполкома, советов общественных пунктов охраны порядка, инспекции по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел райисполкома, учреждений образования района и иных заинтересованных органов и должностных лиц.

Первоочередные меры прокуратуры района были сконцентрированы на повышение эффективности прокурорской деятельности, усилении влияния средств прокурорского надзора на укрепление законности и правопорядка.

В первую очередь, необходимо отметить, что благодаря  осуществлению комплекса организационных и практических мер со стороны органов исполнительной и распорядительной власти, организаций и учреждений образования, отдела внутренних дел, иных заинтересованных структур, направленных на стабилизацию криминогенной обстановки среди несовершеннолетних, профилактику противоправных деяний в подростковой среде, на территории Кировского района в 2017 года удалось достичь становления положительной динамики в состоянии преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Так, в 2017 году 6 несовершеннолетними совершено 7 преступлений, что ниже уровня 2016 года на 12.5%. За 2016 год 8 несовершеннолетними было совершено 8 преступлений.

Однако, удельный вес подростковой преступности по району за 2017 год составил 5,0% (2016 год -4,8%), при среднеобластном 3,1%, при этом данный показатель является самым высоким в области.

По видам совершенных преступлений они характеризуются следующим образом:

 

Вид преступления

2016

2017 год

Хищение имущества

4

4

Хулиганство

2

2

Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия

-

1

Распространение порнографических материалов

2

-

Итого:

8

7

 

По видам учебных заведений преступления несовершеннолетних  характеризуются следующим образом:

 

Преступления совершены

2016 год

 

2017 год

 

Учащимися школ

2

1

Учащимися филиала «КПЛ» УО «ЖГСК»

2

0

Учащимися ЖГСХК

1

1

Не работающие и не учащиеся

1

1

Иногородними

1

1

Другие учебные заведения

1

2

Всего:

8

7

 

За рассматриваемый период времени зарегистрировано одно преступление, совершенное в состоянии алкогольного опьянения, одно преступление, совершенное ранее судимым подростком. В группе лиц преступлений не совершалось.

Рассматривая административно-территориальные единицы, где были совершены преступления, следует отметить, что 3 преступления совершены на территории г.Кировска, одно - на территории Добоснянского сельского Совета, 3 - на территории Мышковичского сельского Совета.

По всем уголовным делам указанной категории следователями Кировского РОСК должностным лицам учреждений образования, начальнику ОВД Кировского райисполкома внесены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Проверками, проведенными прокуратурой района, установлено, что предупредительно-профилактическая работа в районе строится в соответствии с требованиями Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних», Комплексным планом совместных мероприятий по профилактике преступлений, правонарушений, пьянства, наркомании и потребления курительных смесей, суицидальных проявлений среди несовершеннолетних, безнадзорности и семейного неблагополучия на 2017-2019 г.г., другими программами и планами.

Вопросы предупреждения подростковой преступности, правонарушений, безнадзорности, пьянства и наркомании регулярно рассматриваются на заседаниях райисполкома, КДН при участии прокурора района, что в свою очередь способствует повышению авторитета КДН, значимости принимаемых решений и соблюдению законности в ее деятельности.

Вместе с тем, в проводимой профилактической работе имеются недостатки и упущения, которые негативно влияют на криминогенную обстановку в среде несовершеннолетних.

Прокуратурой района по результатам надзорной деятельности в 2017 году в адрес руководителей внесено 7 представлений об устранении нарушений законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, причин и условий, способствующих этим нарушениям, вынесено 3 предписания об устранении нарушений законодательства, принесено 3 протеста на незаконные решения. По результатам рассмотрения актов прокурорского надзора  по требованию прокурора 12 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 2 - к материальной.

Следует констатировать устоявшуюся негативную тенденцию совершения преступлений учащимися УО «ЖГСК». В 2017 году, как и в 2016 году, учащимися колледжа совершено по одному преступлению.

Однако, если совершенное в 2016 году преступление относится к категории менее тяжких, связано с хищением имущества путем использования компьютерной техники, сопряженное с несанкционированным доступом к компьютерной информации (совершено Орловым Р.М.), то совершенное в 2017 году преступление относится к категории тяжких и связано с незаконными действиями в отношении огнестрельного оружия (совершенно Щербаковым В.Н.).

Результаты проведенных проверок свидетельствуют о допускаемых нарушениях требований законодательства о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в деятельности учреждения образования «Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж».

Наблюдается улучшение обстановки состояния законности и борьбы с преступностью, правонарушениями, пьянством и безнадзорностью среди несовершеннолетних в филиале «КПЛ» УО «ЖГСК» (в 2016 году 2 несовершеннолетних привлечены к уголовной ответственности за совершение трех преступлений, в 2017 году преступлений, совершенных учащимися филиала не зарегистрировано).

Анализируя практику привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, следует отметить, что число привлеченных устойчиво снижается на протяжении последних 2-х лет, с 116 (2015 год), 79 (2016 год), 56 (2017 год), что в свою очередь свидетельствует о проводимой заинтересованными структурами и ведомствами профилактической работы, направленной на профилактику правонарушений среди  несовершеннолетних.

Как и ранее, в общей структуре несовершеннолетних, привлеченных к административной ответственности, в 2017 году  39,3% или 22 несовершеннолетних привлечены за распитие алкогольных напитков в общественном месте или нахождение в пьяном виде в общественном месте. По-прежнему подавляющее количество привлеченных являются учащимися филиала «КПЛ» УО «ЖГСК», подростки из числа обучающихся на территории других районов.

За вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение по ст.17.4 КоАП за 2017 год привлечено 33 лица, за 2016  год - 30 лиц.

Увеличилось также общее количество родителей или лиц, их заменяющих, привлеченных к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, их количество составило 17 лиц, против 16 за 2016 год.

За неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища по ст.17.13 КоАП привлечено 20 родителей, в 2016 году - 27.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о необходимости принятия мер по усилению контроля и координации работы по данному направлению со стороны комиссии по делам несовершеннолетних Кировского райисполкома.

Результаты прокурорских проверок проведенных в 2017 году показали, что по-прежнему не в полной мере отвечает требованиям законодательства деятельность инспекции по делам несовершеннолетних ОВД Кировского райисполкома.

Проблема подросткового и молодёжного пьянства продолжает оставаться актуальной. За нарушения правил торговли, в части продажи спиртных напитков несовершеннолетним, по ч.6 ст.12.17 КоАП привлечено 5 продавцов торговых объектов района (2016 год – 6). Несмотря на уменьшение выявленных фактов продажи алкогольных напитков несовершеннолетним, приобретение алкоголя по-прежнему является доступным для несовершеннолетних.

Прокуратурой района проанализирована эффективность работы заинтересованных структур и ведомств по выполнению требований Декрета №18, по устранению причин и условий, создающих социальное опасное положение детей и (или) их нуждаемость в государственной защите. При этом установлено следующее.

В районе проводится комплекс организационных и практических мер по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение детей.

Данная работа проводится на межведомственной основе, в тесном взаимодействии учреждений образования с комиссией по делам несовершеннолетних, отделом внутренних дел, учреждением здравоохранения, сельскими исполнительными комитетами и другими заинтересованными службами.

Необходимо отметить, что не на должном уровне осуществляется профилактическая работа нанимателей района с обязанными лицами. За анализируемый период по инициативе прокуратуры района 5 обязанных лиц привлечены к административной ответственности по ст. ст.9.27 КоАП Республики Беларусь (уклонение родителей от трудоустройства по судебному постановлению).

Указанные факты дают основание констатировать о том, что работа со стороны субъектов профилактики района с обязанными лицами в полной мере не отвечает предъявляемым требованиям. Профилактическая и воспитательная работа в данном направлении требует её активизации с принятием определенных организационных и практических мер.

Обобщение практики прокурорского надзора свидетельствует об имеющихся недостатках в деятельности государственных органов в этом направлении.

По состоянию на 01.01.2018 года согласно банку данных обязанных лиц Кировского райисполкома, на учете состоит 63 обязанных лиц. Из общего количества обязанных лиц на территории Кировского района находятся 32 обязанных лица.

По состоянию на 01.01.2018 года задолженность по возмещению расходов на содержание несовершеннолетних детей обязанными лицами составляет – 97 918,04 рублей. Реальное возмещение средств указанной категорией граждан составила  88,8%.

По данным судебных исполнителей за 2017 год необходимо было взыскать задолженность на содержание несовершеннолетних детей обязанных лиц в размере 178 000 рублей, реально взыскано 163 000 рублей, процент реального возмещения составил 91,57%.

Деятельность органов и учреждений, осуществляющих функции по профилактике семейного неблагополучия, выявлению и учёту детей, оказавшихся в социально опасном положении, налажена не везде. При организации индивидуальной профилактической работы с подростками и их семьями не всегда учитываются значимые проблемы конкретной семьи или ребёнка.

Недостаточны и усилия отдела внутренних дел по решению проблем, связанных с прогулами лиц, обязанных возмещать расходы на содержание детей, работой с руководством трудовых коллективов в этом направлении.

Продолжают иметь место случаи необеспечения достоверного учета рабочего времени обязанных лиц со стороны нанимателей, что существенно затрудняет контроль и негативно влияет на своевременность принятия к обязанным лицам мер по фактам прогулов.

Не оказывает целенаправленного и действенного влияния на процесс реализации Декрета №18 деятельность общественных объединений, профессиональных союзов.

Повышению результативности работы по возмещению расходов препятствует нежелание обязанных лиц работать, многочисленные нарушения ими трудовой дисциплины, злоупотребление алкогольными напитками и антиобщественный образ жизни.

Прокурором района в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних в 2017 году направлено в суд Кировского района 1 исковое заявление о лишении родительских прав, 8 - об ограничении в дееспособности взрослых, вследствие злоупотребления спиртными напитками.

Прокурором района  в 2017 году в отношении 6 обязанных лиц возбуждены дисциплинарные производства, в отношении 5 обязанных лиц вынесены постановления о поручении подготовки дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.27 КоАП Республики Беларусь.