В августе и сентябре 2020 года произошло три несчастных случая поражения людей электрическим током при выполнении работ в охранных зонах воздушных линий электропередач (далее ВЛ).
01.09.2020 водитель автомобиля МАЗ 551 принадлежащего строительному тресту №14 г. Гомеля установил автомобиль непосредственно под проводами ВЛ-10кВ. При подъеме кузова для выгрузки речного песка приблизился к ВЛ и зацепил провод линии, в результате чего произошел обрыв этого провода и возгорание автомобиля. Водитель покинул транспортное средство. Прибывшие сотрудники МЧС ликвидировали возгорание. По счастливой случайности пострадавших и потерпевших нет. С филиалом «Гомельские электросети» работы в охранной зоне ВЛ-10кВ не согласовывались.
19.08.2020 водитель автомобиля МАЗ (индивидуальный предприниматель житель г. Барановичи, 1975 года рождения) по договору с ОАО «Птицефабрика Дружба» осуществлял перевозку зерна. При выгрузке зерна на площадке складирования на территории филиала «Тепливоды», не опуская кузов полуприцепа, продолжил движение автомобиля в сторону выезда и задел провода ВЛ-10 кВ. Выйдя из кабины автомобиля увидел загоревшееся передние колеса и решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. Подойдя к автомобилю и коснувшись ручки двери кабины попал под воздействие электрического тока и был смертельно травмирован.
11.08.2020 водитель автомобиля марки МАN (индивидуальный предприниматель житель г. Витебска 1974 года рождения) после выгрузки щебня на площадке для стоянки автотранспортной техники в г.п. Шумилино Витебской области, начал движение с не опущенным кузовом полуприцепа в сторону выезда и задел нижний провод ВЛ-10кВ с последующим его обрывам. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове. Водитель выйдя из автомобиля, увидел дымящееся колесо полуприцепа и решил отъехать на безопасное расстояние. При приближении к кабине автомобиля попал под воздействие электрического тока, но сумел забраться в автомобиль. В момент движения произошло схлестывание двух проводов, что привело к аварийному отключению ВЛ-10 кВ. После неудачной попытки отогнать автомобиль водитель вызвал сотрудников МЧС, а прибывшая бригада скорой помощи доставила его в ЦРБ. Состояние водителя удовлетворительное.
Во избежание поражения людей электрическим током и аварийных отключений в следствии попадания под напряжение техники при выполнении работ в охранных зонах ВЛ необходимо: выполнять погрузочно-разгрузочные работы по проекту производства работ. Работы с применением высокогабаритных машин в охранной зоне воздушной линий должны проводиться по наряду-допуску и быть согласованны с владельцем электрических сетей; на каждом предприятии должен быть назначен ответственный за обеспечение требований электробезопасности при проведении работ в охранной зоне воздушной линий с группой по электробезопасности не ниже IV-ой. Перед началом работ ответственный за обеспечение требований электробезопасности в охранной зоне ВЛ обязан провести инструктаж со всеми лицами, предстоящая работа которых возможна в охранной зоне ВЛ и оформить запись в журнале регистрации инструктажа по охране руда; работы в охранной зоне воздушной линий должны выполняться не менее чем двумя человеками, один из которых наблюдающий. Разрешается единоличная работа не менее двух агрегатов на расстоянии не боле 200 метров один от другого; не допускать в охранных зонах воздушных линий электропередач складирование различных материалов (в том числе кормов), производство строительно-монтажных работ, устройство загонов для скота, осуществление рыбной ловли; при обнаружении оборванных проводов воздушных линий электропередач во избежание попадания под шаговое напряжения нельзя приближаться к ним на расстояние менее 8-10 метров. При повреждении воздушной линий электропередач, или обнаружении обрыва проводов необходимо срочно сообщить владельцу ВЛ (дежурному персоналу Кировского района электрических сетей по телефону 78655).
Начальник Кировской энергогазинспекции
Н.П. Русецкий