Голографическое изображение креста Ефросиньи Полоцкой смогут скоро увидеть могилевчане в необычной экспозиции областного художественного музея имени Павла Масленикова. Голограмму выполнил белорусский ученый-физик Леонид Танин.
Напомним, оригинал креста, созданный мастером-ювелиром Лазарем Богшей в 12 веке для полоцкой княжны, с 1929 года хранился в комнате-сейфе обкома партии. Он исчез при загадочных обстоятельствах в начале войны вместе с другими бесценными реликвиями. Поиски сокровищ предпринимались не раз. Единственный раритет, который нашелся в 1990-е годы, - Слуцкое Евангелие князя Юрия Олельковича. Правда, в музей вернулось лишь его факсимильное издание.
Заместитель директора музея Светлана Строгина распахивает дверь той самой комнаты-сейфа, где скоро появится голограмма знаменитого креста, — помещение около 6 квадратных метров. В обновленных искусной рукой известного белорусского художника Валерия Леунина стенах крест станет единственным экспонатом из всех хранившихся здесь сокровищ. «Изображение будет то проявляться, то вновь пропадать, — пояснила Светлана Строгина. — Идея несет глубокий философский смысл, напоминая всем, что есть такие сокровища, которые нельзя купить или продать».
Физик Леонид Танин давно занимается голографическими изображениями, его разработки известны во всем мире. «Я подумала, а почему бы не сделать голографическое изображение креста Ефросиньи Полоцкой, подробное описание которого сохранилось, — отметила замдиректора. — Тем более, его копия хранится сегодня в Полоцком монастыре. Танин получил благословение митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси Филарета и произвел голографическую съемку креста».
Насколько впечатляющим получился проект, могилевчане скоро оценят сами. Комната-сейф, где можно будет увидеть крест Ефросиньи Полоцкой, — лишь начало воплощения давней идеи музея в жизнь. Следующим этапом станет оформление второй части голографической экспозиции, которая будет находиться в мансардной части музея. Там планируется разместить остальную коллекцию, состоящую из более чем десятка голографических экспонатов. «Это все культурное наследие Беларуси, — подчеркнула Светлана Строгина. — Примечательно, что таких экспозиций з Беларуси пока нет».