Актуальность противодействия коррупции на современном этапе диктуется наличием позорных фактов ее проявления во всех сферах деятельности общества и личности. Коррупция как общественно опасное явление подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти. Бескомпромиссная и решительная борьба с коррупцией является центральным звеном внутренней политики нашего государства.
Основным документом в Республике Беларусь устанавливающим правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией является Закон Республики Беларусь № 305-З от 15.07.2015 «О борьбе с коррупцией», он устанавливает основные термины, законодательство, принципы и системы мер в борьбе с коррупцией в Республике Беларусь, предусматривает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лицам (в службе, участие в коммерческой деятельности), устанавливает понятие и условия, создающие предпосылки для возникновения коррупции, определяет порядок декларирования доходов для государственных должностных и приравненных к ним лиц.
В настоящее время в перечень коррупционных преступлений входят 10 составов:
1. ст. 210 УК Республики Беларусь - хищение путем злоупотребления служебными полномочиями;
2. ч.2, 3 ст. 235 УК Республики Беларусь – легализация (отмывание) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий;
- остальные составы входят в Главу 35 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против интересов службы»
3. ч.2, 3 ст. 424 УК Республики Беларусь – злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности;
4. ч.2, 3 ст. 425 УК Республики Беларусь – бездействие должностного лица, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности;
5. ч.2, 3 ст. 426 УК Республики Беларусь – превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности;
6. ст. 429 УК Республики Беларусь – незаконное участие в предпринимательской деятельности;
7. ст. 430 УК Республики Беларусь – получение взятки;
8. ст. 431 УК Республики Беларусь – дача взятки;
9. ст.432 УК Республики Беларусь – посредничество во взяточничестве;
10. ст. 455 УК Республики Беларусь – злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти.
Следует отметить, что законодатель предусмотрел примечание к ст. 431 УК Республики Беларусь «Дача взятки», согласно которого: «Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство взятки либо если это лицо после дачи взятки добровольно заявило о содеянном в правоохранительные органы».
Исходя из ст. 1 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» можно совершенно четко определить критерии коррупционного преступления. К таким критериям относится три позиции:
- преступление должно быть совершено государственным должностным либо приравненным к нему лицом, либо осуществляющим подкуп такого лица;
- преступление должно быть совершено с использованием служебных полномочий (служебного положения);
- преступление должно быть совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
При этом в международном праве определяются два типа коррупционных преступлений:
- выражающиеся в умышленном использовании должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения выгоды имущественного характера, услуги, покровительства и другое;
- классическая форма коррупции – речь идет о заключении коррупционного соглашения с должностным лицом, т.е. о его подкупе (ст. 430-432 УК РБ).
Одной из основных задач группы по борьбе с экономическими преступлениями как структурного подразделения Кировского РОВД безусловно является борьба с коррупцией, данное негативное явление наносит огромный урон как экономической безопасности государства, так и авторитету государственной власти, общественным устоям в целом.
ГБЭП Кировского РОВД уделяется особое внимание на выявление и документирование преступлений в сфере освоения бюджетных средств и средств организаций с долей собственности государства в уставных фондах, выявлению коррупционных преступлений в сфере АПК, выявлению преступлений, связанных с реализацией государственных программ, а также предотвращению (возмещению) вреда государственным предприятиям, учреждениям и организациям района. Проводятся профилактические мероприятия по вопросам противодействия коррупции путем проведения выступлений в трудовых коллективах учреждений и организациях района.
НачальникКировского РОВД А.В.Шункевич