«С 14 октября 2015 г. действует новая редакция Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины». В связи с этим 5 марта 2016 г. Совет Министров Республики Беларусь принял комментируемое постановление от 05.03.2016 № 183, которым внес изменения и дополнения в свои постановления, регулирующие вопросы заключения контрактов.
Постановление от 05.03.2016 № 183 «О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь», вступило в законную силу с 12.03.2016 года (далее - постановление № 183).
Данным постановлением ряд нормативных актов претерпели изменения и дополнения это:
• Примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180;
• Примерная форма контракта руководителя государственного органа (организации) с лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2002 № 1055;
• Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 № 1476;
• Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.10.2003 № 1271;
• Положение о порядке и условиях заключения контрактов с руководителями государственных организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 604;
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.05.2013 № 344 «Об утверждении примерных форм контрактов».
Из перечисленных документов исключены нормы о досрочном расторжении контракта в случаях (в примерной форме контракта п.20 исключен):
1) нарушения требований по охране труда, повлекшего увечье или смерть другого работника;
2) причинения в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным государственным органом (должностным лицом) (эта часть исключена);
3) распития спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
4) необеспечения надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытия фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечения без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения.
Необходимо обратить внимание, что ранее в подобных ситуациях виновного работника необходимо было в обязательном порядке увольнять.
Для приведения в соответствие с Декретом №5 подпункта 22.1 п.22 Примерной формы контракта, содержащего основания для возможного расторжения контрактов дополнен нормами, согласно которым контракт может быть досрочно расторгнут по инициативе нанимателя по дополнительным основаниям, предусмотренным законодательством, за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:
1) нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы
2) причинение в связи с исполнением трудовых обязанностей государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба, установленного вступившим в законную силу решением суда.
С 12 марта 2016 года является основанием для возможного расторжения контракта только в случае, если оно установлено вступившим в законную силу решением суда. Теперь решение о привлечении к административной ответственности, принятое иным уполномоченным государственным органом во внимание не принимается.
3) появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
4) сокрытие работником, являющимся руководителем организации, фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения, т.е. сокрытие фактов нарушения работниками трудовых обязанностей теперь распространяется только на руководителя организации, а не на всех руководителей, независимо от их уровня. При этом сокрытие фактов нарушения работниками исполнительской дисциплины из числа оснований для расторжения контракта вообще исключено, равно как и необеспечение надлежащей трудовой дисциплины подчиненных;
Из этого следует, что расторжение контракта в подобных случаях становится не обязательным, а возможным, т.е. по усмотрению нанимателя организации.
Вступившее в силу 12 марта 2016 г. постановление № 183 требует от нанимателей внесения соответствующих изменений и дополнений в контракты, заключенные с работниками, государственными служащими, лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Президентом Республики Беларусь, руководителями государственных организаций, временными и антикризисными управляющими.
Такие изменения и дополнения следует оформить путем заключения дополнительного соглашения к контракту, а также в силу требований п.15 ст.55 ТК- обязанность нанимателей при организации труда оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением).
При этом применение порядка и условий, предусмотренных ст.32 ТК (изменение существенных условий труда), в данном случае от нанимателя не требуется, поскольку имеет место изменение законодательства о труде (часть четвертая ст.19 ТК – трудовой договор может быть изменен только с согласия сторон, если иное не предусмотрено ТК. В случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.).
При оформлении новых контрактов рекомендуется придерживаться реальной нумерации в контрактах (трудовых договоров) согласно установленной примерной формы контрактов».