Всех желающих субъектов розничной торговли приглашаем принять участие в ярмарке, посвященной празднованию Дня Победы, которая состоится 9 мая 2024 г. в г.Кировске. Заявки на участие принимаются до 6 мая 2024 г. по телефонам +3752237 79 1 41, 79 1 40, факс 79 1 32, e-mail: kirovrec.econom@mail.ru. econ@kirovsk.gov.by | Постоянно действующая комиссия по координации работы по содействию занятости населения Кировского районного исполнительного комитета проводит консультативную, методическую и правовую помощь по вопросам трудоустройства и (или) самозанятости, а также окажет содействие в трудоустройстве граждан, не занятых в экономике по тел. 78-8-90, эл. почта work@kirovsk.gov.by |

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 октября 2022 г. N 213-З "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ"

Вы здесь

Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов

Республики Беларусь 18 октября 2022 г. N 2/2933

------------------------------------------------------------------

Выдержки из

ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14 октября 2022 г. N 213-З

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Принят Палатой представителей 26 сентября 2022 г.

Одобрен Советом Республики 26 сентября 2022 г.

РАЗДЕЛ I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины и их определения:

грубое нарушение законодательства о лицензировании - нарушение, предусмотренное настоящим Законом в качестве такового для конкретного вида деятельности и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде либо создавшее угрозу причинения такого вреда;

деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами), - деятельность, связанная с продукцией военного назначения, криптографической защитой информации и средствами негласного получения информации;

долицензионные требования - совокупность установленных настоящим Законом требований, которым должен соответствовать соискатель лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии;

Единый реестр лицензий (далее - ЕРЛ) - размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет (далее - сеть Интернет) и интегрированная с общегосударственной автоматизированной информационной системой государственная информационная система "Единый реестр лицензий", содержащая информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Законом;

лицензиат - лицо, которому предоставлена лицензия;

лицензионные требования - совокупность установленных настоящим Законом требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом;

лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с предоставлением лицензий, их изменением, приостановлением, возобновлением, прекращением, контролем за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований;

лицензирующие органы - государственные органы и иные организации, уполномоченные в соответствии с настоящим Законом осуществлять лицензирование;

лицензия - право на осуществление вида деятельности, отнесенного к лицензируемому виду деятельности настоящим Законом, предоставленное по решению лицензирующего органа в порядке, установленном настоящим Законом;

обособленное подразделение - расположенное вне места нахождения юридического лица подразделение юридического лица (в том числе расположенное на территории населенного пункта, являющегося местом нахождения этого юридического лица), статус которого определен законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами этого юридического лица;

оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям - определение соблюдения соискателем лицензии долицензионных требований, лицензиатом лицензионных требований;

сведения, необходимые (имеющие значение) для принятия решения о предоставлении, изменении лицензии, - сведения о соответствии соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;

соискатель лицензии - лицо, обратившееся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям - определение соблюдения соискателем лицензии долицензионных требований, лицензиатом лицензионных требований с использованием специальных знаний в области науки, техники и иных сферах деятельности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения в сфере лицензирования, определяет перечень лицензируемых видов деятельности, устанавливает порядок их лицензирования.

2. Настоящий Закон, за исключением статей 3 и 8 настоящего Закона, не распространяется на:

2.1. деятельность, связанную со специфическими товарами (работами, услугами);

2.2. деятельность в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

2.3. внешнеторговую деятельность;

2.4. деятельность, лицензируемую Национальным банком.

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере лицензирования

1. Отношения в сфере лицензирования регулируются законодательством о лицензировании, а также международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

2. Законодательство о лицензировании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

3. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Цели лицензирования

Лицензирование осуществляется в целях обеспечения защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды.

Статья 5. Критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым

Лицензирование осуществляется в отношении видов деятельности:

представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан;

связанных с высоким риском нарушения государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан;

представляющих повышенную опасность для окружающей среды;

лицензирование которых предусмотрено международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь.

Статья 6. Принципы лицензирования

Лицензирование осуществляется на принципах:

приоритетности защиты государственных и общественных интересов, жизни, здоровья, прав и законных интересов граждан, окружающей среды;

равенства прав соискателей лицензии и лицензиатов;

запрета использования лицензирования видов деятельности для ограничения конкуренции;

определения перечня лицензируемых видов деятельности, перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, исключительно исходя из необходимости достижения целей, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, и соответствия критериям, предусмотренным статьей 5 настоящего Закона;

определения исчерпывающего перечня долицензионных и лицензионных требований с учетом их разумности, соразмерности и экономической обоснованности;

самостоятельности лицензирующих органов в принятии решений по вопросам лицензирования, в том числе в процессе осуществления контроля за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований;

недопустимости приостановления и прекращения лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки <*>;

недопустимости взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в порядке и размерах, установленных законодательными актами, а также платы по договору о проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;

максимального использования информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов, соискателей лицензий и лицензиатов;

открытости и доступности информации о порядке лицензирования, а также о лицензиатах.

--------------------------------

<*> Для целей настоящего Закона под незначительным нарушением понимается нарушение, не причинившее вреда государственным и общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде и не создавшее угрозы причинения такого вреда. Под формальным проступком понимается нарушение порядка представления отчетности, иных сведений или документов, предусмотренных законодательством, не причинившее вреда государственным или общественным интересам, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, окружающей среде и не создавшее угрозы причинения такого вреда.

ГЛАВА 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Статья 7. Государственное регулирование и управление в сфере лицензирования

Государственное регулирование и управление в сфере лицензирования осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, лицензирующие органы в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 8. Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере лицензирования

Президент Республики Беларусь в сфере лицензирования:

определяет единую государственную политику;

определяет порядок лицензирования деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), составляющие ее работы и услуги и полномочия государственных органов, осуществляющих лицензирование этих видов деятельности;

определяет порядок лицензирования деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения;

устанавливает особенности правового регулирования;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 9. Полномочия Совета Министров Республики Беларусь в сфере лицензирования

Совет Министров Республики Беларусь в сфере лицензирования:

обеспечивает проведение единой государственной политики;

определяет порядок формирования и функционирования ЕРЛ;

определяет порядок представления и перечни документов и (или) сведений, необходимых для принятия решений по вопросам лицензирования, представляемых соискателем лицензии, лицензиатом, а также запрашиваемых лицензирующим органом или уполномоченными этим лицензирующим органом его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, у иных государственных органов и других организаций;

устанавливает требования к складам хранения нефтепродуктов и автозаправочным станциям для осуществления оптовой торговли нефтепродуктами, оптовой торговли импортными нефтепродуктами, розничной торговли нефтепродуктами;

осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и иными законодательными актами.

Статья 10. Полномочия Министерства экономики в сфере лицензирования

Министерство экономики в сфере лицензирования:

обобщает практику применения законодательства о лицензировании;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства о лицензировании;

согласовывает проекты нормативных правовых актов;

осуществляет координацию деятельности лицензирующих органов по общим вопросам лицензирования;

является владельцем ЕРЛ.

Статья 11. Полномочия Министерства антимонопольного регулирования и торговли в сфере лицензирования

Министерство антимонопольного регулирования и торговли в сфере лицензирования оптовой торговли и хранения алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, а также в сфере лицензирования розничной торговли алкогольными напитками, табачными изделиями, нетабачными никотиносодержащими изделиями, жидкостями для электронных систем курения, в том числе находящимися в электронных системах курения (далее - жидкости для электронных систем курения):

обобщает практику применения законодательства по вопросам лицензирования;

осуществляет координацию деятельности лицензирующих органов;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства.

Статья 12. Полномочия лицензирующих органов

1. Лицензирующий орган:

1.1. принимает решения по вопросам лицензирования (за исключением случаев, когда принятие такого решения настоящим Законом отнесено к компетенции суда);

1.2. определяет порядок проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

1.3. вносит в ЕРЛ информацию о предоставленных лицензиях, их изменении, приостановлении, возобновлении, прекращении, а также иные сведения, предусмотренные настоящим Законом;

1.4. создает в случаях, предусмотренных настоящим Законом, комиссию по вопросам лицензирования, квалификационную комиссию для проведения квалификационного экзамена (далее, если не указано иное, - квалификационная комиссия), квалификационную комиссию по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, устанавливает порядок деятельности и полномочия таких комиссий;

1.5. осуществляет контроль за выполнением лицензиатами законодательства о лицензировании, в том числе лицензионных требований;

1.6. осуществляет иные полномочия в сфере лицензирования, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, отдельные полномочия лицензирующего органа осуществляют структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в его состав (систему).

Информация о возложении отдельных полномочий должна быть размещена на официальном сайте лицензирующего органа в сети Интернет.

ГЛАВА 3

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Статья 13. Перечень лицензируемых видов деятельности

Лицензированию подлежат виды деятельности согласно приложению 1.

Статья 14. Ограничения области применения лицензирования

1. Не подлежит лицензированию деятельность, осуществляемая Национальным банком, воинскими частями (учреждениями) Вооруженных Сил Республики Беларусь и другими войсками и воинскими формированиями, органами внутренних дел, органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, Государственным комитетом судебных экспертиз, иными государственными органами, базами хранения медицинской техники и имущества Республики Беларусь в соответствии с задачами, возложенными на них законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

2. Настоящим Законом, Президентом Республики Беларусь может быть предусмотрено, что отдельные виды деятельности, работы и (или) услуги, составляющие эти виды деятельности, не подлежат лицензированию в отношении:

2.1. определенных категорий физических и юридических лиц;

2.2. осуществления деятельности, не являющейся предпринимательской;

2.3. других случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Статья 15. Отмена лицензирования, изменение наименования лицензируемого вида деятельности

1. В случае отмены лицензирования вида деятельности лицензирующий орган утрачивает полномочия лицензирующего органа, а лицензии, предоставленные на осуществление этого вида деятельности, прекращаются.

В случае отмены лицензирования работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, лицензии прекращаются в отношении указанных работ и (или) услуг.

Лицензии продолжают действовать в отношении работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, подлежащих лицензированию согласно настоящему Закону.

2. В случаях изменения наименования лицензируемого вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, выделения в отдельный лицензируемый вид деятельности таких работ и (или) услуг, не приводящего к изменению предмета этого вида деятельности, лицензии на осуществление этого лицензируемого вида деятельности, работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности, сохраняются.

ГЛАВА 4

РЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Статья 16. Решения по вопросам лицензирования

1. Решениями по вопросам лицензирования являются решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении, о приостановлении, о возобновлении, о прекращении лицензии.

2. Решения по вопросам лицензирования принимаются коллегиальным органом лицензирующего органа и оформляются приказами (решениями) лицензирующего органа, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, - лицензирующим органом на основании решений (заключений) созданных лицензирующим органом комиссии по вопросам лицензирования, квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь, если иное не установлено настоящим Законом либо Президентом Республики Беларусь.

3. Прекращение лицензии по решению суда осуществляется в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона.

КонсультантПлюс: примечание.

Единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы размещен на сайте (www.portal.gov.by).

4. Уведомление о принятом решении по вопросам лицензирования в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется соискателю лицензии, лицензиату по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу, адресу места нахождения посредством почтовой связи, в том числе заказным письмом с заказным уведомлением о получении, либо в виде электронного документа <*> через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее - единый портал электронных услуг).

--------------------------------

<*> Электронный документ должен быть подписан электронной цифровой подписью, выработанной с использованием личного ключа, сертификат открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

5. Уведомление о принятом решении по вопросам лицензирования считается полученным соискателем лицензии, лицензиатом по истечении трех рабочих дней со дня направления этого уведомления, а также если:

5.1. адресат отказался от получения уведомления и такой отказ документально зафиксирован;

5.2. адресат не явился за получением уведомления, направленного ему посредством почтовой связи в установленном порядке, о чем имеется сообщение организации почтовой связи;

5.3. уведомление, направленное соискателю лицензии, лицензиату по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу, адресу места нахождения посредством почтовой связи, не вручено в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем имеется сообщение организации почтовой связи.

Статья 17. Обжалование решения по вопросам лицензирования

1. Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии, лицензиатом в судебном порядке в месячный срок.

2. Месячный срок исчисляется со дня, когда уведомление о принятом решении по вопросам лицензирования считается полученным соискателем лицензии, лицензиатом.

ГЛАВА 5

ЛИЦЕНЗИАТЫ. ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ. ПОРЯДОК И ОСНОВАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ. ПОСЛЕДСТВИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦЕНЗИАТА - ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Статья 18. Лицензиаты. Получение лицензии

1. Получить лицензию, если иное не установлено настоящим Законом, могут:

1.1. физические лица (только на адвокатскую деятельность и деятельность, связанную с коллекционированием и экспонированием оружия и боеприпасов);

1.2. юридические лица Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - юридические лица);

1.3. индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь (далее, если не указано иное, - индивидуальные предприниматели);

1.4. иностранные организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств (далее, если не указано иное, - иностранные организации);

1.5. индивидуальные предприниматели, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства, зарегистрированные в иностранном государстве - члене Евразийского экономического союза (только на деятельность в области железнодорожного транспорта общего пользования).

2. Обособленные подразделения осуществляют лицензируемый вид деятельности, выполняют работы и (или) оказывают услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, на основании лицензии, выданной юридическому лицу.

3. Для получения лицензии и осуществления лицензируемого вида деятельности на территории Республики Беларусь иностранным организациям не требуется открытия представительств на территории Республики Беларусь.

Статья 19. Взимание государственной пошлины за предоставление, изменение лицензии и возмещение лицензирующим органам расходов, связанных с лицензированием

1. За предоставление, изменение лицензии взимается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательными актами.

2. Расходы лицензирующих органов, связанные с лицензированием, осуществляются за счет и в пределах средств республиканского или местных бюджетов, ежегодно предусматриваемых на содержание соответствующих органов, а также иных источников, не запрещенных законодательством.

Статья 20. Подача заявления о предоставлении лицензии

КонсультантПлюс: примечание.

Единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы размещен на сайте (www.portal.gov.by).

1. Заявление о предоставлении лицензии с прилагаемыми к нему документами, необходимыми для принятия решения о предоставлении лицензии, может быть подано в лицензирующий орган лично соискателем лицензии либо направлено посредством почтовой связи или подано в электронной форме через единый портал электронных услуг.

2. Заявление о предоставлении лицензии в электронной форме подается через единый портал электронных услуг после получения к нему доступа с использованием:

2.1. уникального идентификатора соискателя лицензии (кроме случаев, когда соискателем лицензии является юридическое лицо). Порядок получения уникального идентификатора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь;

2.2. личного ключа электронной цифровой подписи, сертификат соответствующего открытого ключа которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

3. Документы и (или) сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении лицензии, могут быть получены лицензирующим органом или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, у иных государственных органов и других организаций посредством:

общегосударственной автоматизированной информационной системы из государственных регистров, реестров, кадастров, списков, каталогов, баз и банков данных, иных информационных ресурсов и информационных систем, интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой;

направления запросов и получения ответов в виде электронных документов с использованием системы межведомственного электронного документооборота государственных органов;

направления запросов и получения ответов в письменной форме;

других способов, установленных законодательством.

В случае направления лицензирующим органом или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, запроса документы и (или) сведения должны быть представлены иными государственными органами и другими организациями в течение пяти рабочих дней со дня его получения.

4. При подаче заявления о предоставлении лицензии ее соискатель вправе самостоятельно представить документы и (или) сведения, запрашиваемые лицензирующим органом или в случаях, предусмотренных настоящим Законом, его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, у иных государственных органов и других организаций.

Статья 21. Рассмотрение заявления о предоставлении лицензии

1. Заявление о предоставлении лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом:

1.1. в течение 25 рабочих дней со дня его приема в случае, если настоящим Законом предусмотрено проведение оценки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

1.2. в течение 15 рабочих дней со дня его приема в иных случаях.

2. Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, а также материалов по результатам оценки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, квалификационного экзамена принимает одно из следующих решений:

2.1. о предоставлении лицензии ее соискателю;

2.2. об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю;

2.3. об отказе в предоставлении лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, одного или нескольких торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий и о предоставлении лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее предоставлении.

3. Лицензирующий орган принимает решение, указанное в подпункте 2.2 пункта 2 настоящей статьи, в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти соискателя лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение, указанное в подпунктах 2.2 или 2.3 пункта 2 настоящей статьи, в случае:

наличия в заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения о предоставлении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;

отсутствия у соискателя лицензии права на получение лицензии в соответствии с настоящим Законом (если соискателю лицензии не было отказано в приеме заявления о предоставлении лицензии);

включения соискателя лицензии в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;

несоответствия представленных документов и (или) сведений требованиям, определяемым Советом Министров Республики Беларусь;

наличия заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, составленного по результатам проведенных согласно настоящему Закону оценки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

отказа в письменной форме либо уклонения <*> соискателя лицензии от прохождения оценки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

нахождения соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

--------------------------------

<*> Для целей настоящего Закона под уклонением понимается неявка руководителя, руководителя обособленного подразделения или иного работника соискателя лицензии - юридического лица, лицензиата, соискателя лицензии - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, на квалификационный экзамен, непредставление лицензирующему органу информации, необходимой для проведения оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям, незаключение договора о проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в сроки, определенные для рассмотрения заявления о предоставлении лицензии.

4. О принятом в соответствии с частью второй пункта 3 настоящей статьи решении лицензирующий орган уведомляет соискателя лицензии.

Статья 22. Основания изменения лицензии

1. Лицензиат обязан обратиться в лицензирующий орган за изменением лицензии в случае:

1.1. изменения наименования, места нахождения лицензиата - юридического лица, лицензиата - иностранной организации или фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), регистрации по месту жительства (места жительства иностранного гражданина или лица без гражданства) лицензиата - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

1.2. необходимости изменения сведений, указанных в ЕРЛ, в связи с реорганизацией лицензиата - юридического лица;

1.3. изменения законодательства, влекущего необходимость изменения лицензии (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона);

1.4. изменения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в том числе по каждому обособленному подразделению, торговому и иному объекту, помещению, транспортному средству;

1.5. изменения территории, на которой лицензиат осуществляет лицензируемый вид деятельности, перечня обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, в которых (с использованием которых) будет осуществляться лицензируемый вид деятельности;

1.6. изменения иных сведений о лицензиате, указанных в ЕРЛ, если иное не установлено настоящим Законом.

2. Лицензиат, юридическое лицо, к которым перешла лицензия, обращаются за изменением лицензии в месячный срок со дня:

2.1. изменения места нахождения лицензиата - юридического лица;

2.2. государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в учредительный документ лицензиата - юридического лица, в том числе в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, государственной регистрации изменений, внесенных в свидетельство о государственной регистрации лицензиата - индивидуального предпринимателя;

2.3. государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации лицензиата - юридического лица в форме разделения, выделения либо слияния, прекращения деятельности лицензиата - юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения;

2.4. выдачи документа об изменении (перемене) фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), изменения в документе, удостоверяющем личность, информации о регистрации по месту жительства (месте жительства иностранного гражданина или лица без гражданства) лицензиата - физического лица;

2.5. вступления в силу нормативного правового акта, влекущего необходимость изменения лицензии, если соответствующим нормативным правовым актом не установлено иное;

2.6. изменения иных сведений о лицензиате, указанных в ЕРЛ.

Статья 23. Подача заявления об изменении лицензии

1. Заявление об изменении лицензии с прилагаемыми к нему документами, необходимыми для принятия решения об изменении лицензии, может быть подано в лицензирующий орган лично лицензиатом либо направлено посредством почтовой связи или подано в электронной форме через единый портал электронных услуг.

2. В случае изменения места нахождения (регистрации по месту жительства) лицензиата, влекущего за собой изменение лицензирующего органа, заявление об изменении лицензии направляется лицензиатом в лицензирующий орган по новому месту нахождения (регистрации по месту жительства) лицензиата.

Лицензирующий орган по новому месту нахождения (регистрации по месту жительства) лицензиата не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об изменении лицензии, запрашивает у лицензирующего органа по прежнему месту нахождения (регистрации по месту жительства) лицензиата электронные документы, электронные копии документов на бумажных носителях, необходимые для принятия решения об изменении лицензии, если они не включены в архив ЕРЛ.

Запрашиваемые в соответствии с частью второй настоящего пункта документы должны быть представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Статья 24. Последствия реорганизации лицензиата - юридического лица

1. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме преобразования созданное юридическое лицо вправе осуществлять деятельность на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу.

2. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме выделения одного или более юридических лиц осуществлять деятельность на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе реорганизованное юридическое лицо либо одно из созданных юридических лиц при условии его соответствия лицензионным требованиям. Такой переход лицензии должен быть предусмотрен разделительным балансом.

Не требуется уведомления реорганизованным юридическим лицом лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности в связи с переходом лицензии созданному юридическому лицу.

3. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме разделения осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе одно из созданных юридических лиц при условии его соответствия лицензионным требованиям. Такой переход лицензии должен быть предусмотрен разделительным балансом.

4. При реорганизации лицензиата - юридического лица в форме слияния осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной реорганизованному юридическому лицу, вправе созданное юридическое лицо при условии его соответствия лицензионным требованиям.

5. В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое имеет лицензию на аналогичный вид деятельности, последнее из них вправе продолжить осуществление соответствующего лицензируемого вида деятельности на основании ранее предоставленной лицензии.

В случае присоединения лицензиата - юридического лица к другому юридическому лицу, которое аналогичной лицензии не имеет, последнее из них при условии его соответствия лицензионным требованиям вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности на основании лицензии, предоставленной присоединенному юридическому лицу.

6. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности реорганизованное юридическое лицо, созданное юридическое лицо, к которым не перешла лицензия реорганизованного юридического лица, обращаются за получением лицензии в порядке, установленном статьей 20 настоящего Закона.

7. В случае обращения за изменением лицензии при необходимости изменения сведений, указанных в ЕРЛ, в связи с реорганизацией лицензиата - юридического лица реорганизованное юридическое лицо, созданное юридическое лицо, к которым перешла лицензия реорганизованного юридического лица, до принятия решения лицензирующим органом осуществляют лицензируемый вид деятельности на основании ранее предоставленной лицензии при условии соблюдения лицензионных требований.

8. В случае, если лицензиат либо юридическое лицо, к которому перешла лицензия, не обратились в срок, установленный пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона, за изменением лицензии при необходимости изменения сведений, указанных в ЕРЛ, в связи с реорганизацией лицензиата - юридического лица, лицензия прекращается со дня государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации лицензиата - юридического лица в форме разделения, выделения либо слияния, прекращения деятельности лицензиата - юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения.

Статья 25. Рассмотрение заявления об изменении лицензии

1. Заявление об изменении лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом:

1.1. в течение 25 рабочих дней со дня его приема в случае, если настоящим Законом предусмотрено проведение оценки или экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

1.2. в течение 15 рабочих дней со дня его приема в иных случаях.

2. Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления об изменении лицензии и прилагаемых к нему документов, необходимых для принятия решения об изменении лицензии, а также материалов по результатам оценки или экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена принимает одно из следующих решений:

2.1. об изменении лицензии;

2.2. об отказе в изменении лицензии;

2.3. об отказе в изменении лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, одного или нескольких торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий и об изменении лицензии по иным обособленным подразделениям, в отношении иных работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий, указанных лицензиатом в заявлении об изменении лицензии.

3. Лицензирующий орган принимает решение, указанное в подпункте 2.2 пункта 2 настоящей статьи, в случаях ликвидации (прекращения деятельности), смерти лицензиата.

Лицензирующий орган принимает решение, указанное в подпунктах 2.2 или 2.3 пункта 2 настоящей статьи, в случае:

наличия в заявлении об изменении лицензии и прилагаемых к нему документах, необходимых для принятия решения об изменении лицензии, фактов недостоверности сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения об изменении лицензии;

несоответствия представленных документов и (или) сведений, необходимых для принятия решения об изменении лицензии, установленным в соответствии с настоящим Законом требованиям;

наличия заключения о несоответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, составленного по результатам проведенных согласно настоящему Закону оценки или экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

отказа в письменной форме либо уклонения лицензиата от прохождения оценки или экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям, квалификационного экзамена;

нахождения лицензиата в процессе ликвидации (прекращения деятельности).

4. О принятом в соответствии с частью второй пункта 3 настоящей статьи решении лицензирующий орган уведомляет лицензиата.

ГЛАВА 6

ЕРЛ

Статья 26. Включение сведений в ЕРЛ

1. В течение трех рабочих дней после принятия решения о предоставлении лицензии лицензирующим органом включаются в ЕРЛ следующие сведения:

1.1. наименование лицензирующего органа;

1.2. номер лицензии;

1.3. сведения о лицензиате (наименование и место нахождения юридического лица, иностранной организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), регистрация по месту жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо учетный номер плательщика (если таковые имеются));

1.4. дата и номер решения о предоставлении лицензии;

1.5. наименование лицензируемого вида деятельности;

1.6. работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, на осуществление которых предоставлена лицензия, если они определены настоящим Законом;

1.7. наименования и места нахождения обособленных подразделений с указанием работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, если они определены настоящим Законом (сведения включаются по каждому обособленному подразделению);

1.8. территория, на которой лицензиат будет осуществлять лицензируемый вид деятельности, торговые и иные объекты, помещения, транспортные средства, в которых (с использованием которых) будет осуществляться лицензируемый вид деятельности, если настоящим Законом предусмотрено их указание в ЕРЛ;

1.9. иные сведения, предусмотренные настоящим Законом для конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицензирующим органом изменяются сведения в ЕРЛ в течение трех рабочих дней после:

2.1. принятия лицензирующим органом решения об изменении, о приостановлении, о возобновлении, о прекращении лицензии, включая дату и номер решения по вопросам лицензирования, основания принятия решения, период, на который приостановлена лицензия, дату, с которой прекращена лицензия;

2.2. получения решения суда о прекращении лицензии, а равно о признании неправомерным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, о прекращении лицензии;

2.3. вступления в силу нормативного правового акта, влекущего необходимость изменения лицензии в соответствии с пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1.1 - 1.3 и 1.5 пункта 1 статьи 39 настоящего Закона, информация о прекращении лицензии вносится в ЕРЛ в установленном лицензирующим органом порядке без принятия этим органом решения о прекращении лицензии.

4. Лицензирующий орган для целей ведения ЕРЛ вправе истребовать из Регистра населения сведения о смерти, а также о признании недееспособным, об ограничении в дееспособности, о признании безвестно отсутствующим, об объявлении умершим лицензиата - физического лица.

Статья 27. Доступ к сведениям в ЕРЛ

1. Информация, в том числе персональные данные, содержащаяся в ЕРЛ, является общедоступной, за исключением сведений о физических лицах, имеющих лицензии на право коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов, а также иной информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено законодательными актами.

2. Лицензирующим органом по заявлению лицензиата может быть выдано подтверждение предоставления лицензии на бумажном носителе по форме и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь.

3. Доступ к сведениям в ЕРЛ обеспечивается круглосуточно через сеть Интернет без взимания платы.

4. При доступе к сведениям в ЕРЛ посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы не взимается плата с:

4.1. лицензирующих органов, их структурных подразделений, территориальных органов, подчиненных организаций, организаций, входящих в состав (систему) лицензирующего органа, на которые возложены отдельные полномочия лицензирующего органа в соответствии с пунктом 2 статьи 12 настоящего Закона, за включение и получение сведений;

4.2. иных контролирующих (надзорных) органов (далее - контролирующие (надзорные) органы), правоохранительных органов и иных лиц, обращающихся к ЕРЛ за получением необходимой им информации, за ее получение.

ГЛАВА 7

ДЕЙСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Статья 28. Действие лицензии в пространстве

Лицензия действует на всей территории Республики Беларусь или ее части, указанной в лицензии, если настоящим Законом предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

Статья 29. Действие лицензии по кругу лиц

1. Лицензируемый вид деятельности может осуществляться, а работы могут выполняться и (или) оказываться услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, только лицензиатом без передачи права на их осуществление другому юридическому или физическому лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24 настоящего Закона.

2. При осуществлении лицензируемого вида деятельности в рамках договора простого товарищества право на осуществление этого вида деятельности принадлежит его участнику (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, являющимся участниками этого товарищества), имеющему соответствующую лицензию.

Статья 30. Действие лицензии по времени

1. Лицензиат вправе в установленном порядке осуществлять лицензируемый вид деятельности, а также выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, со дня принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, об изменении лицензии, если иное не установлено законодательными актами.

2. Действие лицензии сроком не ограничивается.

ГЛАВА 8

ОЦЕНКА, ЭКСПЕРТИЗА СООТВЕТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОИСКАТЕЛЯ ЛИЦЕНЗИИ ДОЛИЦЕНЗИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ, ЛИЦЕНЗИАТА ЛИЦЕНЗИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Статья 31. Оценка, экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям

1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, лицензирующим органом:

1.1. проводится оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям. Настоящим Законом на проведение оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям могут быть уполномочены структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в состав (систему) лицензирующего органа;

1.2. назначается экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям. Настоящим Законом на назначение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям могут быть уполномочены структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в состав (систему) лицензирующего органа.

2. По результатам оценки соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям проводившими ее лицензирующим органом либо уполномоченными настоящим Законом на ее проведение структурным подразделением лицензирующего органа, его территориальным органом, подчиненной организацией, организацией, входящей в состав (систему) лицензирующего органа, составляется заключение о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

3. Экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям проводится юридическим лицом, имеющим в штате специалистов соответствующей квалификации, либо физическим лицом соответствующей специальности и квалификации (далее - эксперт).

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям проводится структурными подразделениями, территориальными органами лицензирующего органа, иных организаций, имеющих в их штате специалистов соответствующей квалификации.

4. Для проведения экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям между юридическим лицом, имеющим в своем составе специалистов соответствующей квалификации, либо экспертом, которыми будет проводиться эта экспертиза, и соискателем лицензии, лицензиатом заключается договор о ее проведении.

Договор о проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям должен содержать сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 32 настоящего Закона, смету расходов на проведение этой экспертизы, порядок ее оплаты, ответственность сторон и другие условия по соглашению сторон.

5. Не имеют права проводить экспертизу соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям юридические и физические лица, находящиеся в гражданско-правовых (за исключением заключения договора, указанного в пункте 4 настоящей статьи) и (или) трудовых отношениях с соискателем лицензии, лицензиатом. При выявлении таких фактов лицензирующим, контролирующим (надзорным) органами эта экспертиза признается недействительной по решению суда.

Недействительность экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям является основанием для принятия:

лицензирующим органом решения об отказе в предоставлении, об отказе в изменении лицензии;

судом решения о прекращении лицензии с даты ее предоставления в случае, если лицензия была предоставлена;

судом решения о признании недействительным решения лицензирующего органа об изменении лицензии с даты принятия этого решения лицензирующим органом в случае, если лицензия была изменена.

6. Соискатель лицензии, лицензиат имеют право:

6.1. присутствовать при проведении экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям и давать необходимые для эксперта пояснения;

6.2. представлять необходимые для эксперта дополнительные документы;

6.3. знакомиться с результатами экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

7. Результаты экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям должны свидетельствовать о соответствии или несоответствии возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям.

Статья 32. Сроки проведения оценки, экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям

1. Оценка, экспертиза соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям проводятся до принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии.

2. Срок проведения оценки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям не должен превышать 10 рабочих дней.

Статья 33. Квалификационный экзамен

1. В случаях, предусмотренных настоящим Законом, лицензирующим органом проводится квалификационный экзамен.

2. Квалификационный экзамен проводится для подтверждения знаний руководителя, руководителя обособленного подразделения или иного работника соискателя лицензии - юридического лица, лицензиата, соискателя лицензии - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по соответствующему лицензируемому виду деятельности.

3. Для проведения квалификационного экзамена лицензирующим органом создается квалификационная комиссия.

Порядок создания и деятельности квалификационной комиссии, ее полномочия устанавливаются настоящим Законом и лицензирующим органом.

Порядок проведения и программа квалификационного экзамена устанавливаются лицензирующим органом.

ГЛАВА 9

ВЫНЕСЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЯ ОБ УСТРАНЕНИИ ЛИЦЕНЗИАТОМ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ

Статья 34. Меры воздействия, применяемые к лицензиатам

1. Лицензирующий орган вправе в случаях, предусмотренных настоящим Законом, применить к лицензиату следующие меры воздействия:

1.1. вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании;

1.2. приостановление лицензии;

1.3. прекращение лицензии.

2. Суд в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, вправе принять решение о прекращении лицензии.

Статья 35. Последствия выявления фактов нарушения и повторных нарушений законодательства о лицензировании

1. При выявлении контролирующим (надзорным) органом фактов нарушения (в том числе грубого) лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мониторинга, контролирующий (надзорный) орган информирует лицензирующий орган о выявлении фактов нарушения.

2. При выявлении лицензирующим органом либо поступлении в лицензирующий орган от контролирующего (надзорного) органа, если иное не установлено настоящим Законом, информации о выявлении фактов:

2.1. нарушения (в том числе грубого) лицензиатом законодательства о лицензировании, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мониторинга, лицензирующий орган выносит лицензиату предписание об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании и устанавливает срок для его устранения, который не может превышать шести месяцев. При выявлении грубого нарушения законодательства о лицензировании лицензирующий орган одновременно с вынесением такого предписания вправе приостановить лицензию до устранения выявленного грубого нарушения законодательства о лицензировании, но не более чем на шесть месяцев;

2.2. нарушения (в том числе грубого) законодательства о лицензировании, совершенного лицензиатом в течение 12 месяцев после представления им в порядке, установленном настоящим Законом, уведомления об устранении аналогичного нарушения, не устраненного на момент его выявления или в ходе проведения проверки, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, мониторинга, лицензирующий орган вправе принять одно из решений, предусмотренных подпунктом 2.1 настоящего пункта, либо принять решение о прекращении лицензии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39 настоящего Закона.

3. При поступлении в лицензирующий орган от контролирующего (надзорного) органа информации о выявлении фактов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицензирующий орган, кроме принятия одного из решений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, вправе в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности принять решение о проведении мониторинга, либо о включении проверки лицензиата в план выборочных проверок, либо о назначении внеплановой проверки.

4. О вынесенном в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи предписании лицензирующий орган уведомляет лицензиата в порядке, установленном пунктом 4 статьи 16 настоящего Закона.

Статья 36. Представление и рассмотрение уведомлений об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании

1. Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий орган об устранении нарушений, повлекших за собой вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановление лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений, и предоставить лицензирующему органу возможность удостовериться на месте в устранении нарушений.

Указанное в части первой настоящего пункта уведомление должно быть направлено лицензиатом в лицензирующий орган не позднее дня, установленного соответствующим предписанием, или до истечения срока, на который была приостановлена лицензия.

2. Лицензирующий орган вправе удостовериться в устранении лицензиатом нарушений, повлекших за собой вынесение предписания об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании или приостановление лицензии.

Решение о необходимости такого удостоверения может быть принято лицензирующим органом не позднее двух рабочих дней и удостоверение должно быть завершено в течение 10 рабочих дней со дня получения лицензирующим органом уведомления и документов, предусмотренных частью первой пункта 1 настоящей статьи.

Срок удостоверения, указанного в части первой настоящего пункта, не должен превышать пяти рабочих дней. В случае необходимости проведения испытания продукции или обследования производства срок удостоверения может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Лицензирующим органом для осуществления удостоверения, указанного в части первой настоящего пункта, могут привлекаться структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в состав (систему) лицензирующего органа.

В случаях, предусмотренных настоящим Законом, на осуществление удостоверения, указанного в части первой настоящего пункта, могут быть уполномочены структурные подразделения лицензирующего органа, его территориальные органы, подчиненные организации, организации, входящие в состав (систему) лицензирующего органа.

Статья 37. Последствия неустранения лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании и осуществления лицензируемого вида деятельности в период приостановления лицензии

В случаях, когда лицензиат:

в установленный в предписании об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании срок не устранил выявленные нарушения и (или) письменно не уведомил об их устранении в порядке, предусмотренном статьей 36 настоящего Закона, лицензирующий орган принимает решение о приостановлении лицензии на срок до шести месяцев;

в установленный в предписании об устранении лицензиатом нарушений законодательства о лицензировании срок не устранил выявленные нарушения, повлекшие за собой приостановление лицензии, и письменно не уведомил об их устранении в порядке, предусмотренном статьей 36 настоящего Закона, лицензирующий орган в течение месяца со дня окончания срока для устранения указанных нарушений, определенного решением о приостановлении лицензии, принимает решение о прекращении лицензии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39 настоящего Закона;

в период приостановления лицензии продолжает осуществлять лицензируемый вид деятельности, выполнять работы и (или) оказывать услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом), лицензирующий орган в течение месяца со дня выявления указанного нарушения принимает решение о прекращении лицензии в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39 настоящего Закона.

Статья 38. Приостановление лицензии

1. Лицензия считается приостановленной со дня, указанного в решении лицензирующего органа, до дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении или до дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении лицензии.

2. Лицензирующий орган может при наличии соответствующих оснований принять решение о приостановлении лицензии в отношении:

2.1. лицензии в целом;

2.2. одного или нескольких обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий, сведения о которых включены в ЕРЛ, - в случае, если нарушения выявлены в отношении этих обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий;

2.3. одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, видов (групп) продукции - в случае, если нарушения выявлены в отношении этих работ и (или) услуг, видов (групп) продукции;

2.4. определенной территории - в случае, если лицензией предусмотрено, что она действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

Статья 39. Прекращение лицензии

1. Лицензия прекращается:

1.1. в случае ликвидации лицензиата - юридического лица (прекращения деятельности лицензиата - индивидуального предпринимателя) на основании сведений, полученных из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

1.2. в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата - физического лица на основании сведений, полученных из Регистра населения;

1.3. на основании уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности, если иное не установлено настоящим Законом;

1.4. по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении лицензии;

1.5. в случаях, предусмотренных частями первой и второй пункта 1 статьи 15 настоящего Закона.

2. По решению лицензирующего органа лицензия прекращается:

2.1. при выявлении фактов, указанных в подпункте 2.2 пункта 2 статьи 35 настоящего Закона, и в случаях, предусмотренных абзацами третьим и четвертым статьи 37 настоящего Закона;

2.2. при реорганизации лицензиата - юридического лица, если лицо, продолжающее осуществление лицензируемого вида деятельности, не обратилось в лицензирующий орган за изменением лицензии в срок, установленный пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона, либо в случае принятия лицензирующим органом решения об отказе в изменении лицензии;

2.3. при выявлении грубого нарушения законодательства о лицензировании, определенного статьями 50, 75, абзацами пятым и шестым статьи 83, статьей 261 настоящего Закона (независимо от положений подпункта 2.2 пункта 2 статьи 35 и абзацев третьего и четвертого статьи 37 настоящего Закона), и в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 167 настоящего Закона;

2.4. если лицензия предоставлена при наличии фактов недостоверности в представленных ее соискателем сведениях, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о предоставлении лицензии;

2.5. в случае изменения лицензии при наличии фактов недостоверности в представленных лицензиатом сведениях, необходимых (имеющих значение) для принятия решения об изменении лицензии;

2.6. если лицензиат включен в перечни организаций, формирований, индивидуальных предпринимателей и граждан, причастных к экстремистской деятельности, перечень организаций и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, причастных к террористической деятельности, в порядке и случаях, установленных законодательством;

2.7. в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом для конкретного лицензируемого вида деятельности.

3. По решению суда лицензия может быть прекращена:

3.1. если лицензирующим органом принято незаконное решение о предоставлении лицензии;

3.2. если лицензия предоставлена на основании заключения экспертизы о соответствии возможностей лицензиата лицензионным требованиям, признанной недействительной;

3.3. если лицензирующим органом принято незаконное решение об изменении лицензии;

3.4. в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или контролирующего (надзорного) органа в проведении контрольных мероприятий, в том числе невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и (или) сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности.

4. Вопрос о прекращении лицензии по основаниям, предусмотренным подпунктами 2.1 и 2.3 пункта 2 настоящей статьи, пунктом 3 статьи 49 настоящего Закона, рассматривается лицензирующим органом либо созданной лицензирующим органом комиссией по вопросам лицензирования (квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь) в присутствии лицензиата.

О времени и месте рассмотрения указанного в части первой настоящего пункта вопроса, а также об основаниях для его рассмотрения лицензирующий орган уведомляет лицензиата не позднее чем за пять рабочих дней до рассмотрения этого вопроса в порядке, установленном пунктом 4 статьи 16 настоящего Закона для уведомления.

В случае неявки лицензиата указанный в части первой настоящего пункта вопрос рассматривается в его отсутствие.

При невозможности присутствия лицензиата при рассмотрении указанного в части первой настоящего пункта вопроса лицензиат имеет право не позднее чем за два рабочих дня до рассмотрения этого вопроса представить в лицензирующий орган свое мнение о прекращении лицензии в письменной форме или в виде электронного документа через единый портал электронных услуг.

5. Лицензия прекращается со дня, указанного в решении лицензирующего органа о прекращении лицензии, который не может быть установлен позднее чем вступление в законную силу принятого судом решения о прекращении лицензии, по истечении 10 рабочих дней со дня принятия такого решения лицензирующим органом, если настоящим Законом не предусмотрено иное, в том числе в случаях, предусмотренных:

5.1. подпунктом 1.1 пункта 1 настоящей статьи, - со дня внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи об исключении из него лицензиата - юридического лица, индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь;

5.2. подпунктом 1.2 пункта 1 настоящей статьи, - со дня смерти, вступления в силу решения суда о признании недееспособным, об ограничении в дееспособности, о признании безвестно отсутствующим, об объявлении умершим лицензиата - физического лица;

5.3. подпунктом 1.3 пункта 1 настоящей статьи, - со дня получения лицензирующим органом уведомления о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

5.4. подпунктом 2.2 пункта 2 настоящей статьи, - со дня, указанного в пункте 8 статьи 24 настоящего Закона;

5.5. подпунктами 2.4 и 2.5 пункта 2, подпунктами 3.1 - 3.3 пункта 3 настоящей статьи, - со дня принятия соответствующего решения о предоставлении, об изменении лицензии.

6. В случаях, предусмотренных подпунктами 2.1, 2.3 и 2.5 пункта 2, подпунктом 3.3 пункта 3 настоящей статьи, лицензирующий орган либо суд могут при наличии оснований принять решение о прекращении лицензии в отношении:

лицензии в целом;

одного или нескольких обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий, сведения о которых включены в ЕРЛ, - в случае, если нарушения выявлены в отношении этих обособленных подразделений, торговых и иных объектов, помещений, транспортных средств, территорий;

одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, видов (групп) продукции - в случае, если нарушения выявлены в отношении этих работ и (или) услуг, видов (групп) продукции;

определенной территории - в случае, если лицензией предусмотрено, что она действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь.

В случаях, определенных частью первой настоящего пункта, лицензиат обязан подать заявление об изменении лицензии в порядке, установленном настоящим Законом. При этом лицензия сохраняется в непрекращенной части.

7. Суд направляет в лицензирующий орган решение о прекращении лицензии, а равно о признании недействительным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, о прекращении лицензии не позднее трех рабочих дней после вступления такого решения суда в законную силу.

8. Лицензирующий орган о принятом решении о возобновлении, о приостановлении или о прекращении лицензии уведомляет лицензиата в порядке, установленном пунктом 4 статьи 16 настоящего Закона.

9. Лицензиат не позднее дня, следующего за днем, когда уведомление о прекращении лицензии считается полученным, обязан прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности, если иное не установлено настоящим Законом или решением лицензирующего органа о прекращении лицензии.

Если вопрос о прекращении лицензии был рассмотрен лицензирующим органом либо созданной лицензирующим органом комиссией по вопросам лицензирования (квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности в Республике Беларусь) в присутствии лицензиата, направления указанного в части первой настоящего пункта уведомления не требуется. При этом днем получения лицензиатом уведомления о прекращении лицензии считается день принятия лицензирующим органом соответствующего решения.

Статья 40. Возобновление лицензии

1. Если вынесенное лицензирующим органом решение о приостановлении, о прекращении лицензии признано судом недействительным, лицензирующий орган, приостановивший, прекративший лицензию, не позднее 10 рабочих дней после получения соответствующего решения суда принимает решение о возобновлении лицензии со дня ее приостановления, прекращения.

2. После устранения лицензиатом нарушений, повлекших приостановление лицензии, лицензирующий орган принимает решение о возобновлении лицензии со дня принятия соответствующего решения.

РАЗДЕЛ II

УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГЛАВА 35

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 247. Лицензирование охранной деятельности

Лицензирование охранной деятельности (далее для целей настоящей главы - лицензируемый вид деятельности) осуществляется Министерством внутренних дел.

Статья 248. Термины, используемые в настоящей главе

Для целей настоящей главы используются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 8 ноября 2006 г. N 175-З "Об охранной деятельности в Республике Беларусь".

Статья 249. Лицензиаты, работы и (или) услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности

1. Лицензируемый вид деятельности осуществляется юридическими лицами, иностранными организациями.

2. Лицензируемый вид деятельности включает составляющие работы и (или) услуги по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (либо выборка из указанного перечня работ).

3. Не требуется получения лицензии, предусмотренной настоящей главой, для выполнения работ и (или) оказания услуг по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств охраны индивидуального пользования.

4. Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Комитет государственной безопасности, Государственный пограничный комитет, подчиненные им юридические лица, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, подчиненные Министерству по чрезвычайным ситуациям государственные организации, обеспечивающие сохранность государственного материального резерва, таможенные органы, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля осуществляют лицензируемый вид деятельности без лицензий.

Статья 250. Полномочия структурного подразделения

Департамент охраны Министерства внутренних дел (далее - Департамент охраны) в соответствии с настоящим Законом:

КонсультантПлюс:примечание.

Информация о лицензировании охранной деятельности размещена на  сайте Департамента охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (https://ohrana.gov.by/wp/ru/).

принимает заявление о предоставлении, об изменении лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

проводит оценку соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям;

проводит квалификационный экзамен;

рассматривает вопрос о прекращении лицензии;

извещает соискателя лицензии, лицензиата о принятых в отношении них лицензирующим органом решениях;

обеспечивает формирование ЕРЛ в части лицензируемого вида деятельности.

Статья 251. Долицензионные требования

Долицензионными требованиями являются:

наличие на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, международных договоров, технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза и иных международно-правовых актов, составляющих право Евразийского экономического союза, средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности;

КонсультантПлюс:примечание.

Инструкция о порядке проведения оценки знаний работников соискателей специальных разрешений (лицензий) (лицензиатов), намеревающихся осуществлять (осуществляющих) охранную деятельность утверждена постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.12.2010 N 428.

наличие в штате не менее трех работников, имеющих необходимую в соответствии с законодательством для осуществления лицензируемого вида деятельности квалификацию, для которых эта работа является основной (на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющие лицензируемый вид деятельности, для каждого обособленного подразделения).

Статья 252. Лицензионные требования

Лицензионными требованиями являются:

соблюдение долицензионных требований, указанных в статье 251 настоящего Закона;

осуществление лицензируемого вида деятельности работниками лицензиата, соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем статьи 251 настоящего Закона и Законе Республики Беларусь "Об охранной деятельности в Республике Беларусь", сдавшими квалификационный экзамен;

предоставление в Департамент охраны в месячный срок со дня издания соответствующего приказа сведений о новом работнике, осуществляющем лицензируемый вид деятельности;

соблюдение лицензиатом и его работниками при осуществлении лицензируемого вида деятельности ограничений, установленных Законом Республики Беларусь "Об охранной деятельности в Республике Беларусь";

соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемый вид деятельности;

наличие и соблюдение локальных правовых актов, регулирующих порядок осуществления лицензируемого вида деятельности.

Статья 253. Оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям. Квалификационный экзамен

1. До принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии в части включения сведений об обособленных подразделениях, расширения перечня работ и (или) услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, проводится оценка соответствия возможностей соискателя лицензии долицензионным требованиям, лицензиата лицензионным требованиям в целях:

1.1. установления полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении о предоставлении, об изменении лицензии и прилагаемых к нему документах;

1.2. оценки обеспеченности соискателя лицензии, лицензиата средствами индивидуальной защиты, приборами, оборудованием, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности.

2. Квалификационный экзамен проводится для подтверждения знаний работниками соискателя лицензии, лицензиата требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемый вид деятельности.

3. Квалификационный экзамен проводится до принятия решения о предоставлении, об отказе в предоставлении, об изменении, об отказе в изменении лицензии, а также на основании обращения лицензиата в Департамент охраны при приеме на работу нового работника для осуществления лицензируемого вида деятельности.

Статья 254. Грубые нарушения законодательства о лицензировании

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании являются:

совершение лицензиатом, его обособленным подразделением, работниками лицензиата действий, запрещенных статьей 10 Закона Республики Беларусь "Об охранной деятельности в Республике Беларусь";

выполнение работ по монтажу средств и систем охраны без проектной документации, разработанной лицензиатом;

оказание услуг по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны без заключения договоров;

нарушение порядка и условий оборудования объектов, передаваемых под охрану Департаменту охраны, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на этих объектах средств и систем охраны;

оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем статьи 252 настоящего Закона.

Подписка на RSS - ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14 октября 2022 г. N 213-З "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ"